Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Первый в истории мировой лидер

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Его последним дням сопереживал весь мир, словно провожая его в последний Крестный путь. Люди со всех концов планеты собрались на площади Святого Петра, неотрывно глядя на окна папских апартаментов - два пятнышка света в ночной темноте. На телеэкранах за ними следили жители всех пяти континентов - христиане, иудеи, мусульмане. Марчелло из Рио-де-Жанейро написал в электронном послании на канал CNN: 'Мы следим за предсмертными страданиями величайшего человека нашего времени'.

Величайший политический деятель современности завещает нам задачу нравственной глобализации

Его последним дням сопереживал весь мир, словно провожая его в последний Крестный путь. Люди со всех концов планеты собрались на площади Святого Петра, неотрывно глядя на окна папских апартаментов - два пятнышка света в ночной темноте. На телеэкранах за ними следили жители всех пяти континентов - христиане, иудеи, мусульмане. Марчелло из Рио-де-Жанейро написал в электронном послании на канал CNN: 'Мы следим за предсмертными страданиями величайшего человека нашего времени'. Мухаммед из Бирмингема в письме, размещенном на сайте BBC, отметил: 'Это утрата не только для католиков'.

О чем это нам говорит? О том, что Иоанн Павел II был первым подлинно мировым лидером. Мы называем 'мировыми лидерами' Буша, Блэра или Ху Цзинтао, но они - всего лишь лидеры стран, пользующихся влиянием в мировом масштабе. Это относится даже к Нельсону Манделе (Nelson Mandela) - пожалуй, единственному другому претенденту на звание 'величайшего человека нашего времени'. В деятельности Папы Иоанна Павла II уникальным образом сочетались три элемента. Он возглавлял крупнейшую в мире наднациональную организацию 'с индивидуальным членством' (ООН - организация, объединяющая государства, а исламское сообщество не имеет единой организационной структуры). Он непоколебимо верил в то, что его проповедь обращена ко всему миру - к каждому мужчине, женщине или ребенку - независимо от принадлежности к католической церкви. Кроме того, он воспользовался современными техническими изобретениями - самолетами и телевидением - чтобы лично донести свое слово чуть ли не до каждой страны на планете. Одним словом, его 'приходом' стал весь мир. До него это не удавалось еще никому.

Будучи либералом-агностиком, я не считаю себя вправе рассуждать о его значении для католической церкви. Но думаю, о его значении для всего мира я судить в состоянии. Иоанн Павел II был попросту величайшим деятелем на политической арене за последние четверть века.

Слово 'арена' я употребляю не случайно. Вспомним, что молодой Кароль Войтыла (Karol Wojtyla) страстно увлекался театром, даже в период нацистской оккупации, и был талантливым актером. До того, как его поразила болезнь Паркинсона, он обладал чарующим голосом. Великий артист Джон Гилгуд (John Gielgud) назвал его сценическое мастерство 'безупречным'. У него была потрясающая способность говорить с миллионной толпой так, что каждый из собравшихся был уверен: Папа обращается лично к нему. Он мастерски владел не только словом, но и зрительным образом (вспомним снимок, где он, в сомбреро, держит на руках мексиканского ребенка) и умел донести теплое обаяние своей личности даже через телеэкран.

Кроме того, 'выдающимися деятелями на политической арене' мы называем людей, способных влиять на ситуацию в мире - этот же смысл передает напыщенное американское выражение 'глобальный игрок' ("a global player"). Я имел возможность непосредственно наблюдать, какое влияние Иоанн Павел II оказывал на ситуацию в странах советского блока - с момента избрания в 1978 г. и до распада СССР в 1991. Никто не в состоянии убедительно доказать, что именно его деятельность стала главной причиной краха коммунизма.

Однако все крупные фигуры с обеих сторон - не только Лех Валенcа (Lech Walesa), лидер польской 'Солидарности', но и главный противник этого движения генерал Войцех Ярузельский (Wojciech Jaruzelski); не только бывший президент США Джордж Буш-старший (George Bush), но и бывший советский президент Михаил Горбачев - сегодня придерживаются именно такого мнения. Я бы выстроил аргументацию в поддержку этого тезиса таким образом: без Папы-поляка не было бы движения 'Солидарность' в 1980 г., без 'Солидарности' не произошло бы радикального изменения советской политики по отношению к Восточной Европе при Горбачеве, без этого изменения не было бы 'бархатных революций' 1989 г.

Неотъемлемой частью политической концепции Кароля Войтылы была идея о воссоединении Европы. Пока он еще мог говорить, он характеризовал Западную и Восточную Европу как левое и правое 'легкое' континента. И он дожил до воплощения своей мечты: в мае прошлого года восемь государств Центральной и Восточной Европы, в том числе его любимая Польша, присоединились к Европейскому союзу.

И все же самый глубокий след он, возможно, оставил не в истории 'первого мира' (демократического и капиталистического), чьи пределы ему удалось расширить, и не 'второго мира' (коммунистического), который он стер с политической карты, а тех регионов нашей планеты, что мы раньше называли 'третьим миром'. Иоанн Павел II никогда не забывал о той половине человечества, что вынуждена существовать на пару долларов в день, и к которой сегодня принадлежит большинство католиков. Он неустанно говорил о праве каждого на элементарное человеческое достоинство. Он постоянно повторял: 'Я говорю от лица тех, кто лишен права голоса'. Его призыв к свободе относился не только к коммунистической Восточной Европе. Когда я открыл папку со старыми газетными вырезками, заголовок первой же статьи гласил: 'Папа спорит со Стресснером (Stroessner) о свободе'. В статье рассказывается, как он прочитал военному диктатору Парагвая жесткую 'лекцию' о значении прав человека и свободы слова.

Часто приходится слышать о его 'консерватизме', но это крайне упрощенная точка зрения. Он постоянно делал диктаторам из 'третьего мира' и западным капиталистам внушения о необходимости социальной справедливости. Однажды в узком кругу поляков он в моем присутствии недвусмысленно заявил, что необузданный капитализм вызывает у него не меньшее отвращение, чем коммунизм. Кроме того, он неизменно выступал за мир - начиная от критики надвигающейся войны на Фолклендах в ходе визита в Британию в 1982 г., до такой же критики в адрес войны в Ираке в 2003. Посетив Японию, он воскликнул: 'Хиросима не должна повториться! Освенцим не должен повториться'!

Впрочем, кое в чем его политика нанесла жителям развивающихся стран огромный вред. Сохранив и ужесточив введенный Папой Павлом VI запрет на использование искусственных средств контрацепции, он способствовал рождению в бедных семьях 'нежелательных' детей - теперь зачастую получающих в наследство от родителей не только нищету, но еще и СПИД. На вопрос одного из друзей он ответил: 'Я не могу изменить то, что проповедовал всю мою жизнь'. Будем надеяться, что его преемник изменит эту политику.

Кое-кто утверждает, что в новой обстановке, наступившей после 11 сентября, он так и не сумел найти свое место. На деле же, он как никто способствовал предотвращению 'столкновения цивилизаций'. Он налаживал контакты с другими христианскими конфессиями, иудеями и мусульманами энергичнее, чем любой из его предшественников. И это не прошло незамеченным: вспомним, что написал Мухаммед из Бирмингема.

'После нас остается любовь', - говорил поэт Филип Ларкин (Philip Larkin). Иоанн Павел

II останется в памяти миллионов людей, которые полюбили его. Но даже те, у кого его деятельность не вызывала одобрения - в том числе многие западные атеисты, протестанты и либералы-католики - не могут остаться равнодушными к делу, что завещал нам первый в истории мировой лидер.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, мы уже живем в условиях экономической глобализации. Мы становимся свидетелями информационной глобализации, представленной интернетом и CNN. Теперь нам нужны международные институты и соответствующее им законодательство. Но для этого, в свою очередь, необходима так называемая 'нравственная глобализация'. Независимо от того, разделяем мы убеждения Иоанна Павла II, или нет, нельзя не признать, что до него ни один человек в истории не пытался столь же последовательно выразить смысл самого понятия 'нравственная глобализация', начав с практического воплощения идеи о том, что каждый человек на земле заслуживает сочувствия и сопереживания. В 1979 г., после его проповеди в Освенциме, одна монашка встала перед ним на колени и прошептала: 'Я польская монахиня. Но теперь я чувствую себя еще и российской еврейкой'. Сегодня, в 2005 г., каждый из нас должен сказать: 'Я благополучный житель западного мира. Но я чувствую себя и женщиной из Дарфура'. И подкрепить слова делом.

Теперь эту задачу нам придется решать без него.

Тимоти Гартон Эш - автор ряда книг, в том числе ''Солидарность': польская революция' ('The Polish Revolution: Solidarity') и 'Свободный мир' ('Free World')