БЕРЛИН - Буквально все в Польше, включая президента, кто старается дать историческую оценку деятельности Папы Иоанна Павла II, говорят примерно одно и то же: без него не было бы свободной Польши. Более того, некоторые считают, что без его усилий в Восточной Европе не рухнул бы коммунистический режим.
Действительно ли это так?
Возможно, когда-нибудь историки докажут, что Папа Римский не имел большого влияния на великие, в большинстве случаев бескровные, события, которые привели к тому, что в 1989 году один за другим пали коммунистические режимы в странах Восточной Европы.
Однако сегодня слова президента Польши Александра Квасьневского (Aleksander Kwasniewski), произнесенные им в ночь смерти Папы Иоанна Павла по польскому телевидению, звучат очень убедительно: 'Без него не было бы свободной Польши'.
Даже бывший польский лидер Войцех Ярузельский (Wojciech Jaruzelski), который в 1981 году объявил военное положение, пытаясь подавить демократическое движение в стране, признал важный вклад Папы Иоанна Павла II в победу над коммунизмом в Польше.
При обсуждении политических решений времен 'холодной войны' всегда будет вестись спор о роли тех или иных деятелей того периода. Рональд Рейган (Ronald Reagan), соглашения, принятые в Хельсинки и экономический кризис, который поразил все страны социалистического блока в то время, сыграли свою роль. Никто и не утверждает, что Папа Римский один победил коммунизм.
Однако историки и государственные деятели сходятся во мнении, что Иоанн Павел II сыграл огромную роль в создании рабочего движения 'Солидарность' в 1980 году. После череды во многом драматических событий, во главе которых стояла эта организация, летом 1989 года в Польше рухнул коммунистический режим. А это в свою очередь вызвало политические перевороты в других социалистических странах от Восточной Германии до Болгарии.
'Коммунистический режим должен был рухнуть, и он рухнул бы и без Иоанна Павла II', - считает бывший министр иностранных дел Польши и член движения 'Солидарность' Бронислав Геремек (Bronislaw Geremek). 'Однако я считаю, что время очень важно для человека, и без Иоанна Павла II еще одно поколение прожило бы в коммунистической системе'.
Для Геремека, как и для большинства аналитиков, визит Иоанна Павла в Польшу в 1979 году стал знаменательным событием. Через год Кардинал Кароль Войтыла (Karol Wojtyla) стал первым в истории главой Ватикана польского происхождения.
'Когда Папа приехал в Польшу в 1979 году, он произнес очень простые слова. Он сказал: 'Не бойтесь', - рассказывает Геремек.
'Можно возразить, что поляки старались не бояться и раньше, в 1970 и 1976 годах, - продолжает Геремек, имея в виду освободительные восстания в Польше, которые были жестоко подавлены коммунистическим правительством. Но в 1979 году папа хотел донести до нас, что режим не может существовать без народной поддержки, и он говорил: 'Не поддерживайте его'.
В следующем году в Гданьске было образовано движение 'Солидарность', которое организовало забастовку на местном судостроительном заводе имени Ленина, и чуть ли ни первое, что сделали члены движения, - они повесили портрет Папы Римского на воротах завода.
'В 1980 году я был в Кракове', - рассказывает директор Немецкого института истории в Польше Клаус Цимер (Klaus Ziemer). 'Я читал опубликованные речи папы, в которых он говорил: 'Не бойтесь, судьба Польши зависит от вас'. Эти слова были восприняты как руководство к действию'. Следует сказать, что Иоанн Павел придерживался политики, которая расходилась с политикой польской церкви и правительств многих стран, прежде всего Западной Европы. Глава польской церкви Кардинал Стефан Вышинский (Stefan Wyszynski), который ранее заявлял о солидарности церкви с демократическим движением, опасался активно поддерживать 'Солидарность', так как боялся, что своими действиями организация спровоцирует еще одно вторжение советских войск.
Однако Папа Иоанн Павел II всегда поддерживал организацию, хотя иногда завуалировано высказывал эту поддержку. Когда Папа вновь посетил Польшу в 1983 году, а в то время еще действовало военное положение и несколько лидеров демократического движения, включая Геремека, находились в тюрьме, он похвалил поляков за проявленную 'солидарность' с людьми, которые пострадали. Это слово, прозвучавшее из уст Папы Римского, произвело колоссальный эффект. Иоанн Павел тогда еще встретился с генералом Ярузельским и лидером 'Солидарности' Лехом Валенсой (Lech Walensa).
'Я помню, как в 1983 году Ярузельский дрожал, стоя перед папой как ученик перед учителем', - говорит Цимер. 'По жестам и мимике можно было видеть, кто настоящий хозяин в Польше, и все поляки это чувствовали'.
В те годы Папа, как и руководство Соединенных Штатов и Великобритании, косвенно не одобрял осторожности, проявленной, например, Кардиналом Вышинским. Возможно, отчасти Иоанну Павлу повезло, так как Советский Союз, который, по мнению историков, уже приготовился послать танки для подавления забастовки, организованной 'Солидарностью', решил не применять военную силу. Существуют доказательства, что на решение Советского Союза не применять силу, по крайней мере отчасти, повлияла угроза введения экономических санкций со стороны администрации президента Картера.
Тем не менее, Иоанн Павел, казалось, хотел, чтобы поляки продолжали сопротивление, даже невзирая на опасность военной интервенции со стороны Советского Союза. Геремек, который обсуждал этот вопрос с Папой в Риме в 1981 году, говорит, что он хотел, чтобы 'Солидарность' придерживалась мирных средств в своей борьбе, но 'считал, что мы все же должны отказаться от сотрудничества с коммунистическим режимом, так как знал, что без поддержки общества коммунистическая система долго не протянет'.
Директор 'Международного исторического проекта по изучению холодной войны' в научном Центре Вудро Вильсона в Вашингтоне (Cold War International History Project at the Woodraw Wilson Center) Кристиан Остерманн (Christian Ostermann) сказал: 'Не все помнят, что Польша была первой трещиной в 'железном занавесе'. События 1989 года затмили для нас то, что произошло в 1980 и 1981 годах, когда стало очевидным нежелание и неспособность Советского Союза продолжать жесткий контроль [над сателлитами]. Именно тогда произошла кончина брежневской доктрины, которая оправдывала советскую интервенцию, начиная с 1968 года'.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Неосуществленная мечта Кароля Войтылы ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Как Папа Иоанн Павел II "победил коммунизм" ("The Washington Post", США)
Кровь на руках Папы Римского ("The Guardian", Великобритания)
Первый в истории мировой лидер ("The Guardian", Великобритания)
Мощь веры ("The Washington Post", США)
Распространенный миф: Папа Римский внес значительный вклад в падение Берлинской стены ("Die Tageszeitung", Германия)
Осень патриархов ("Der Tagesspiegel", Германия)
Кто станет следующим понтификом? ("The Scotsman", Великобритания)
Тяжелая болезнь Папы: наблюдатели гадают, в каком направлении поведет католическую церковь его преемник ("The Observer", Великобритания)