БЕРЛИН - В декабре прошлого года Международное энергетическое агентство предупредило Европейский Союз о том, что его зависимость от российского газа подвергает риску энергетическую безопасность Европы. Такая ситуация опасна, в ней отсутствует необходимость, и Европа должна принять срочные меры для нормализации положения.
По состоянию на сегодняшний день около 47 процентов поставок природного газа в Германию осуществляет Россия. Для ряда других стран, недавно вступивших в ЕС, таких как Словакия, этот показатель составляет уже 100 процентов. Любой случайный или преднамеренный срыв поставок может вызвать огромные последствия.
Хотя энергетический альянс с Россией чрезвычайно важен и имеет оправданное практическое значение, мы вынуждены признать, что Москва рассматривает торговлю энергоносителями в качестве возможного средства давления на независимые государства. Подобным же образом, сегодняшняя политическая вежливость в отношении России, испытывающей дефицит демократии и продолжающей конфликт в Чечне, льет воду на мельницу обвинений в том, что мы 'придержали свои языки в обмен на газ'.
***
Когда разговор заходит об энергетической политике, в большинстве стран Евросоюза дискуссия вращается вокруг вопросов экономической эффективности и экологической устойчивости. Мы лишь изредка заговариваем на очень важную тему: насколько надежны наши стратегические поставки энергоносителей.
Зависимость Европейского Союза от импорта горючих полезных ископаемых в предстоящие 20 лет продолжит быстро увеличиваться, поскольку месторождения в Северном море скоро будут истощены. Результат будет таков: например, 90 процентов потребляемой нами нефти придется импортировать из-за пределов Евросоюза. В обозримом будущем закупки ископаемого топлива останутся главной составляющей нашего импорта, поскольку - вопреки предсказаниям ряда государств - самовосстанавливающиеся энергоресурсы не смогут покрывать какую-либо значительную часть внутренних потребностей по приемлемым ценам.
Скачок цен на сырую нефть за прошедший год был в основном связан с неожиданно высоким увеличением спроса развивающихся рынков. В то же время, данная тенденция совпала с ситуацией, когда недостаток резервов энергоресурсов был вызван неспособностью инвестирования в старые и новые месторождения, а также в производственные мощности. Несмотря на то, что спрос будет по-прежнему быстро увеличиваться, особенно в Азии, разведанные и предполагаемые запасы энергоресурсов могут обеспечить поставки до конца века и далее. Для этого потребуются значительные капиталовложения в буровые установки, нефтеперерабатывающие предприятия и в систему транспортировки.
Не менее важно защитить энергетическую инфраструктуру (такие объекты, как нефтеперерабатывающие заводы и электростанции) и маршруты транспортировки (такие как трубопроводы) от террористических актов. Блокада самого узкого места Ормузского пролива может остановить движение 30 процентов мирового экспорта нефти.
Такой сценарий - не единственная причина, по которой безопасность энергопоставок должна стать важным вопросом нашей внешней политики и политики в сфере безопасности. Именно так данный вопрос рассматривается сегодня в США, в России и в Азии. В настоящее время Китай преднамеренно препятствует введению Советом Безопасности ООН санкций против Судана, дабы остаться другом этого экспортера нефти.
Европейский Союз по-прежнему не располагает общей стратегией обеспечения безопасности поставок, несмотря на то, что в его Стратегии европейской безопасности на 2003 год открыто упоминается об этом. Ряд стран Евросоюза блокирует разработку общих концепций с момента опубликования в 2001 году Зеленой Книги Еврокомиссии из-за противоречий в вопросах приоритетов в деле охраны окружающей среды. До настоящего времени ответственность за обеспечение поставок энергоносителей в Германию несет исключительно частный сектор, а не государство.
***
Как должна выглядеть общеевропейская политика энергетической безопасности?
Во-первых, страны-члены должны начать думать об энергетике с позиций стратегии, как это уже делает Великобритания через свое министерство торговли и промышленности. Во-вторых, мы должны разнообразить источники поставок энергоносителей. В-третьих, нам нужно оказывать свое давление в вопросе диверсификации транспортных маршрутов. И наконец, Европа должна гораздо больше думать о том, как стабилизировать обстановку в регионах, производящих энергоресурсы и обеспечивающих их транзит - особенно в 'расширенной Европе'.
Это крайне важно для Германии, чье нынешнее правительство решило вывести из эксплуатации все атомные электростанции.
Государства-члены ЕС должны дополнять существующие энергетические альянсы новыми договорами о стратегическом партнерстве с другими регионами, такими как регион Каспийского моря и Западная Африка. Это позволит Европе обеспечить доступ к их рынкам энергоресурсов еще до того, как данный потенциал задействуют другие импортеры энергоносителей. Это реальная конкуренция. В начале января Иран дал согласие поставлять в Индию газ в течение следующих 25 лет.
Диверсификация также означает освоение ресурсов путем строительства новых трубопроводов и терминалов по сжижению природного газа. Это позволит большему числу стран ЕС, имеющих выход к морю, занять свое место на развивающемся рынке сжиженного природного газа вне зависимости от существующей сети трубопроводов. В феврале компания Shell значительно расширила свое сотрудничество в области сжижения газа с Катаром. Европейские государства также должны внести свой вклад в диверсификацию путем создания благоприятной атмосферы для частных инвестиций в инфраструктуру топливной энергетики.
Если Европа наконец начнет рассматривать безопасность поставок энергоресурсов как стратегическую задачу своей внешней политики и политики в сфере безопасности, у нас не будет повода для беспокойства за свое будущее.
Фридберт Пфлюгер является членом парламентской фракции ХДС/ХСС в германском Бундестаге, отвечающим за вопросы внешней политики