Бывшего премьер-министра (2000-2002 гг.) Курманбека Бакиева привела к власти революция, произошедшая в Киргизстане 24 марта. Он назначен временно исполняющим обязанности главы государства вплоть до досрочных президентских выборов, которые должны состояться в июне. 4 апреля, через несколько часов после объявления об отставке бывшего президента Аскара Акаева, бежавшего в Москву, он ответил по телефону на вопросы газеты 'Монд'.
- Какую роль Россия сыграла в переговорах, которые завершились отставкой Аскара Акаева?
- С момента своего прибытия в Москву Акаев беседовал с разными российскими официальными лицами. Россия сыграла положительную роль. Российскому политическому руководству хорошо известно положение в нашей стране, так же как оно хорошо известно нашим узбекским, таджикским и казахским соседям.
- Может ли Аскар Акаев вернуться в Киргизстан, и какие гарантии намерена ему предоставить новая власть?
- Акаев сможет вернуться, но спустя какое-то время. Сначала необходимо, чтобы утихли страсти среди населения. Мы готовы соблюдать утвержденный Парламентом закон, который предоставляет гарантии безопасности бывшему президенту и членам его семьи.
- Как долго готовилась эта революция?
-Первый митинг состоялся в Джалал-Абаде (политической вотчине г-на Бакиева) 4 марта. В течение 20 дней власть не только отказывалась разговаривать с народом, она к тому же применила силу, чтобы выгнать митингующих из административных зданий, которыми они завладели. Тогда митинги распространились и на другие населенные пункты. За эти 20 дней процесс и приобрел размах.
- Какую роль в революции сыграли поддерживаемые американскими фондами общественные организации?
- Революция совершенно не зависела от иностранной финансовой помощи. Политическая оппозиция не получала никакой финансовой поддержки. В нашей стране 5 000 общественных организаций. Они давно прилагали все силы к тому, чтобы служить своего рода приводным ремнем для обращений народа к руководителям. Оппозиция также пыталась убедить власть изменить методы. И в том и в другом мы потерпели неудачу, и ситуация к этому привела.
- Могут ли в Средней Азии произойти другие революции? Ослабевает ли влияние Москвы в регионе?
- Я не думаю, что произошедшее в Киргизстане обязательно распространится на соседние республики. Все будет зависеть от политики, проводимой местными руководителями. Если они прислушаются к голосу народа и попытаются решить его проблемы, потрясений не будет. Но если правительство и народ будут находиться по разные стороны, тогда революции станут неизбежны. У России имеются особые интересы, в частности, экономические, в бывшем Советском Союзе. Эти контакты не прерываются, так как они являются результатом 70 лет совместной жизни. Прерывать их нет необходимости и нежелательно. Наоборот, необходимо объединиться, способствовать открытию наших границ и свободному перемещению людей. Главы государств региона за последние годы подписали между собой немало документов, однако, что касается их реализации, дело не движется, так как каждая республика проводит свою собственную политику. Необходимо создать законодательную базу для большего сближения между нашими народами.
- За несколько недель до революции вы беседовали в Москве с главой российского Совета безопасности Игорем Ивановым. Повлияла ли эта встреча на последующие события?
- На последующие события она не оказала никакого влияния. Мы затронули вопросы двусторонних отношений, и я рассказал ему о плане установления двойного гражданства между Россией и Киргизстаном.