Геополитический дневник: понедельник, 4 апреля 2005 г.
В понедельник президент Украины Виктор Ющенко прибыл в Вашингтон с трехдневным визитом. Повестка дня включает ряд мероприятий, якобы предназначенных для того, чтобы познакомить нового киевского лидера с США, но на самом деле цель визита настолько же проста, насколько и всеобъемлюща - найти наиболее быстрый способ полной интеграции Украины с Западом.
Ющенко не вернется домой с охапками американской налички для изменения страны. Вместо этого здесь создается основа для сотрудничества и взаимодействия. Во время своего визита Ющенко встретится практически со всеми ключевыми лицами американского правительства, отвечающими за политику, безопасность и экономику. Они в свою очередь представят Ющенко множеству представителей деловых кругов, надеясь увеличить частные инвестиции США на Украине.
Гораздо более важно то, что сейчас приводится в действие структурное сотрудничество. Среди первых заявлений президента Джорджа Буша - в день приезда Ющенко, ни больше, ни меньше, - было обещание твердой поддержки усилий Украины по вступлению во Всемирную торговую организацию и, что гораздо более важно, в НАТО.
Зачем такая спешка? В конце концов, Ющенко стал президентом всего около трех месяцев назад. Может, Вашингтону следует посмотреть, протянет ли он этот год, прежде чем расширять ядерный зонтик?
Вовсе нет, считают в администрации Буша.
Многие на Западе и немногие в России не понимают одно - без Украины Россия остается совершенно незащищенной. Неважно, что сейчас ни одна из западных держав не способна начать серьезное вторжение в Россию. Если Украина присоединится к Западу, такое нападение теоретически сможет быть успешным. Потеря буфера в лице Украины также перекроет доступ центральной России к Северному Кавказу, отделит часть ее промышленного центра, лишит Москву единственного теплого глубоководного порта и в целом сделает стратегическое планирование чрезвычайно депрессивным (даже по российским стандартам).
Именно эту ситуацию Россия должна хотя бы попытаться изменить, если хочет выжить как независимая и единая политическая единица. Администрация Буша об этом знает, как знает и то, что только США могут быстро обеспечить вхождение Украины в структуры, где она навсегда окажется недосягаемой для Москвы.
Вторым возможным кандидатом является ЕС. В конце концов, в 2004 году Евросоюз принял в свои ряды десять центрально-европейских и средиземноморских государств, четверо из которых ранее были членами Организации Варшавского Договора, а трое - республиками Советского Союза. Но ЕС - это не только политическая, но и экономическая организация, а поэтому вступление в нее требует времени. Много времени. 16 лет для недавно принятых членов, чтобы быть точным. А Украина далеко не так едина и развита в экономическом и политическом плане, как они. Если Вашингтон решит подождать, пока Брюссель примет Украину, у России будут - буквально - десятилетия, чтобы попытаться вернуть Киев.
А потому Соединенные Штаты повторяют стратегию, которую использовали в отношении Греции и Турции. Обе страны в 1952 году с американской поддержкой вступили в НАТО, несмотря на то, что их правительства оставляли желать лучшего, а экономические каркасы по твердости напоминали желе. Тогда, как и сейчас, Вашингтон решил, что лучше немедленно распространить на эти страны военную защиту, чем ждать, пока они станут самостоятельными.
Альтернативой было подождать действий европейцев. В прошлом, как и сейчас, Вашингтон не захотел пойти на этот риск. Европа приняла Грецию лишь в 1981 году, а Турция до сих пор не стала членом ЕС. И несмотря на географическую близость Украины и ее важность для будущего Европы, ни Еврокомиссия, ни Совет министров ЕС пока не провели официальных встреч с новым президентом страны.