Гвилиано Амато был премьер-министром Италии (1992-1993 и 2000-2001 гг.), а Гарольд Браун был министром обороны США (1977-1981 гг.). Они написали эту статью в содружестве с Карлой Хиллс (Carla Hills), которая была торговым представителем США (1999-2003 гг.), и с Джорджем Робертсоном (George Robertson), который был Генеральным секретарем НАТО (1999-2003 гг.). Все четверо являются сопредседателями Инициативы по восстановлению трансатлантического партнерства (Initiative for a Renewed Transatlantic Partnership) в Центре стратегических и международных исследований (Center for Strategic & International Studies) в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия.
7 апреля 2005 года. Трансатлантические отношения накануне президентского визита в Европу в следующем месяце Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) находятся в критической точке. По обе стороны Атлантики по-прежнему господствуют настроения прагматизма, очевидные с момента переизбрания Буша на второй срок в ноябре прошлого года и подчеркнутые во время его турне по Европе в феврале нынешнего года. Однако в этих отношениях больше признаков неустойчивого прекращения огня, нежели новой фазы стратегического трансатлантического взаимодействия. И их риторику еще только предстоит превратить в конкретные действия.
Как администрации США и ее европейским коллегам лучше всего подтвердить делами заявленное желание сделать трансатлантическую координацию сердцевиной их внешней политики? Некоторые доказывают, что сейчас настало время для США и Европы договориться о новой Атлантической Хартии (Atlantic Charter) или, по меньшей мере, в год 10-й годовщины обновить принятую в 1995 году программу "Новая трансатлантическая повестка дня" (New Transatlantic Agenda). Канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) предложил собрать группу мудрых людей, чтобы пересмотреть сравнительные институционные обязанности Организации Североатлантического сообщества (НАТО) и Европейского союза (ЕС).
Мы предлагаем другой подход. Сегодня слишком преждевременно пытаться создать новые институционные структуры координации для замены тех, которые обеспечивали существование атлантического альянса в годы "холодной войны". Нам не следует недооценивать глубокий ущерб для трансатлантических отношений, который 2 года назад нанесли болезненные дебаты по Ираку. Хотя, возможно, в будущем и потребуется какой-то орган по типу США-ЕС (в котором стороны будут представлены в соотношении один плюс один), сегодня настало время восстановить трансатлантическое доверие посредством выработки конкретных общих решений для конкретных общих вызовов - относительно природы которых - и решений для которых - мы должны быть способны согласиться.
Нет недостатка в насущных вопросах трансатлантической повестки, начиная с поддержки арабо-израильского мирного процесса и вплоть до реформирования мандатов Организации Объединенных Наций (ООН) и органов принятия решений. Однако можно выделить шесть областей, где сосредоточенные усилия по трансатлантической координации могли бы принести ощутимые результаты в ближайшем будущем.
Первая область касается ядерной программы Ирана. Несмотря на достигнутый в последнее время прогресс, правительствам США и стран Европы необходимо еще больше пересмотреть свои подходы к данной проблеме. Европейцы должны более конкретно в частных, если не в публичных, высказываниях заявлять о том, что готовы применить санкции, если Иран возобновит свою программу обогащения урана. Соединенным Штатам, со своей стороны, нужно непосредственно контактировать с иранцами не только на экономическом фронте, но также и в вопросах региональной безопасности.
Вторая область - Украина. США, Еврокомиссия и правительства стран ЕС должны принять быстрые меры к консолидации будущего Украины как демократической, ориентированной на рынок страны. Нужно достичь реального прогресса еще до намеченных на будущий год парламентских выборов в этой стране. Это жизненно необходимо не только для украинского народа, но также и для того, чтобы воспрепятствовать наметившейся в российском руководстве тенденции пытаться установить косвенный контроль над странами, расположенными по периферии России, как одну из форм изоляции от оказываемого на Россию давления в пользу проведения внутренних экономических и политических реформ.
Третья область. США и Европа в своих взаимоотношениях должны опираться на трансатлантическую координацию в борьбе против международного терроризма. Вырисовываются и более широкие области для возобновления усилий в предстоящие месяцы: сотрудничество по вопросам контртерроризма, где нам следует практически поразмыслить над такими вопросами, как преодоление различий между странами в правилах работы с засекреченной информацией в судебных делах и в установлении более действенного контроля за финансированием террористических группировок; совместное планирование на случай чрезвычайных обстоятельств в целях подготовки к будущим нападениям террористов; а также улучшение общего понимания условий, которые облегчают террористическим организациям вербовку новых членов.
Четвертая область. Правительствам США и стран Европы следует выделить больше финансовых средств и специалистов в различных областях для решения задачи повышения безопасности хранения или демонтажа уязвимых запасов оружия массового поражения (ОМП) в России и в других республиках бывшего Советского Союза. Масштабы этой задачи обескураживают, но последствия того, что даже очень малая часть запасов ОМП попадет в руки террористов, делают трансатлантическое сотрудничество жизненно важным.
Пятая область. В момент, когда и США, и Европе предстоит справляться с серьезными экономическими вызовами со стороны Китая, Индии и других растущих экономик, высказанная на высоком уровне во время саммита США-ЕС в июне с.г. политическая приверженность сокращению регулирующих и других не связанных с тарифами барьеров для трансатлантической торговли и инвестиций могла бы привести к долгосрочному повышению конкурентоспособности и к росту экономик США и европейских стран.
Шестая область. Правительства США и стран Европы должны совместно работать на таких форумах, как "Nato's Allied Command Transformation" (Преобразование Верховного Главнокомандования ОВС НАТО), чтобы помочь европейским правительствам приобрести и развернуть более эффективные национальные и коллективные военные возможности. Соединенным Штатам нужна Европа, которая способна быть надежным партнером в преодолении международных кризисов безопасности, а не такая, чьи дипломатические позиции являются одновременно затруднительными и искаженными по причине отсутствия у нее эффективных военных возможностей.
Это ни в коей мере не всеобъемлющий перечень. Но каждая из вышеназванных шести областей давно созрела для принятия действенных мер. Пока трудные внутренние политические повестки в Вашингтоне и в европейских столицах не начали удушать обещание первых нескольких месяцев нынешнего года, нам следует заняться достижением некоторых "скорых побед" и продемонстрировать, что трансатлантические отношения, в самом деле, являются отношениями партнерства, которое служит нашим взаимным и насущным интересам.