Я недостаточно компетентен, чтобы оценивать значение его религиозных деяний, даже если его открытость к другим конфессиям и религиям, к иудаизму, исламу, буддизму служила всем примером. Мне довелось встречаться с Папой Римским восемь раз. Последний раз наша встреча состоялась в Риме два года назад.
Наши беседы чаще всего строились вокруг двух важных тем. Во-первых, мы разговаривали о том, что касалось нашей страны в целом. Поляки, какими бы не были их религиозные убеждения, всегда гордились тем, что Папа является их соотечественником, и Папа также гордился своим польским происхождением. Другой темой наших бесед была перестройка и Горбачев.
Должен сказать, что я часто выступал в роли 'связного' между понтификом и хозяином Кремля. Я способствовал обмену мнений между ними, благодаря этому Папа был лучше информирован о том, что происходило в Польше. И я хочу добавить, что этот обмен мнений проистекал не в атмосфере враждебности, напротив, стороны испытывали взаимное уважение.
После каждой нашей встречи я вновь и вновь оказывался под впечатлением личных качеств Папы, его интеллекта и его обаяния. Это был подлинный диалог, а не монолог, поскольку Иоанн Павел II умел вступать в дискуссию, и, особенно, прислушиваться к мнению других. Именно таким он и останется в Истории.
Войцех Ярузельский, 72 года
Премьер-министр и первый секретарь Компартии, организатор государственного переворота 13 декабря 1981 года. Ему также принадлежит важная роль в проведении переговоров с 'Солидарностью' в переходный период. В 1989 году он был президентом республики, а Тадеуш Мазовецкий (Tadeusz Mazowiecki) - премьер-министром. Он ушел из политики после избрания Леха Валенсы (Lech Walesa) в 1990 году, и предстал перед судом по обвинению в участии в разгоне манифестаций рабочих в 1970.