Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Инсайдер бранит Кремль за его экономическую политику

В то время как продолжается разрушение нефтяной компании "ЮКОС", советник правительства Андрей Илларионов предостерегает, что Россия может разделить незавидную судьбу Венесуэлы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Попытки российских властей успокоить нервничающих местных инвесторов после частичной национализации нефтяного гиганта ОАО "ЮКОС" пока что являются неадекватными, а качество экономической политики продолжает ухудшаться, заявляет прямолинейный советник Кремля Андрей Илларионов.

Москва, 8 апреля 2005 года. Попытки российских властей успокоить нервничающих местных инвесторов после частичной национализации нефтяного гиганта ОАО "ЮКОС" пока что являются неадекватными, а качество экономической политики продолжает ухудшаться, заявляет прямолинейный советник Кремля Андрей Илларионов.

"Деловое сообщество не видит, по меньшей мере, пока, серьезного сигнала, который мог бы изменить их поведение", - заявил в интервью г-н Илларионов.

Г-н Илларионов, частенько критикующий правительство, был в числе первых официальных лиц, которые публично осудили разрушение "ЮКОСа" и объявили, что Кремль отклонился от прорыночного экономического курса, который обеспечивал рост экономики страны в первый срок президентства Владимира Путина. Не имеющий политического портфеля г-н Илларионов частенько играет роль своеобразной внутренней оппозиции. Пока г-н Путин прочно держит в своих руках политическую систему России, он терпимо относится к публичным дебатам среди высших чиновников по некоторым вопросам.

Последнее высказывание г-на Илларионова прозвучало в момент, когда г-н Путин и его команда в последние недели, в условиях резкого снижения внутренних инвестиций и замедления экономического роста, стремятся успокоить руководителей бизнеса, которые встревожены делом "ЮКОСа". На встрече в Кремле с высшими руководителями бизнеса в прошлом месяце г-н Путин обещал запретить официальный пересмотр большей части спорных приватизационных сделок периода 1990-х годов и обуздать налоговых инспекторов, которые предъявили компании "ЮКОС" и другим компаниям огромные недоимки по налогам.

Но г-н Илларионов сказал, что эти шаги "недостаточны для того, чтобы перевесить негативные последствия массы ведущих в противоположном направлении решений, которые были приняты". Он сказал, что Кремль начал свой отход от прорыночного курса в 2003 году, увеличив вместо того, чтобы уменьшить, роль государства в экономике, но результаты этого стали очевидными только в прошлом году.

"К сожалению, похоже на то, что в будущем мы повторим судьбу Венесуэлы", - сказал он, напомнив о десятилетиях экономического застоя, которые последовали за национализацией нефтяной индустрии этой страны.

Пока что экономический рост в России остается сравнительно сильным - 7,1% в прошлом году, согласно официальной статистике. Но темпы роста внутренних инвестиций резко затормозились, когда местные бизнесы встревожились по поводу инвестиционного климата. Инвестиции в нефтяной сектор в прошлом году фактически уменьшились, что способствовало резкому сокращению темпов роста добычи нефти. Отток капитала, который устойчиво сокращался в начальный период первого президентского срока г-на Путина, когда он заслужил одобрение за сокращение налогов и принятие мер к либерализации экономики, сегодня увеличился.

Правительство отреагировало на признаки замедления темпов роста экономики предложениями повысить расходы, которые и без того уже увеличивались после того, как чиновники ранее в этом году подняли планку прогнозируемых расходов на социальные нужды, чтобы подавить народное недовольство в связи с неудачной реформой социальных льгот. Но щедрость правительства вызывает опасения, что могут пострадать фискальные обязательства, которые помогли превратить Россию из финансово дисфункциональной страны в конце 1990-х годов в образец финансовой добродетели.

Растущие расходы правительства, когда цены на ключевые товары экспорта держатся на рекордно высокой отметке, а инфляция уже ускоряется, "не способствуют макростабильности, которая необходима для привлечения частных инвестиций, чтобы темпы роста не падали ниже 6%, - написал вчера в меморандуме стратег московской брокерской фирмы "Ренессанс Капитал" Ролан Нэш (Roland Nash). - Нужно хотя бы немного призадуматься, прежде чем делать вывод, что Путин мимикрировал обратно в того дружественного к бизнесу реформатора, который, как надеялись, впервые появился в 2001 году".

В то время, считает г-н Илларионов, прорыночная политика обеспечила порядка 6,5% экономического роста, а остальное пришлось главным образом на более высокие цены на ключевые предметы российского экспорта. В прошлом году, считает г-н Илларионов, ухудшение качества правительственной политики привело к тому, что темпы экономического роста недобрали 3,1%.

В последние недели появилось несколько признаков того, что правительственные чиновники, которых считают либералами в экономике, возможно, берут верх над теми, включая премьер-министра, кто призывает к еще большему вмешательству государства в экономику и стимулированию ее развития.

Но г-н Илларионов сказал, что эти признаки не выходят за рамки "миниоттепели" - и не представляют собой решительного сдвига. Он отметил, что отход от прорыночного курса в последние 2 года, кажется, изменил систему координат. "В России делаются попытки использовать термин 'либералы' в довольно странном смысле, - сказал он. - Если человек во власти отнимает чужой бизнес и бросает бизнесмена в тюрьму, тогда он либерал. Не думаю, что это правильно".

Большинство расценивает дело "ЮКОСа" как месть Кремля за политические амбиции владельца этой нефтяной компании, миллиардера Михаила Ходорковского. На этой неделе в Москве завершаются слушания по обвинению г-на Ходорковского в уголовно наказуемом мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. "ЮКОСу" предъявлены недоимки по налогам в сумме 28 млрд. долл. США, а его главное добывающее подразделение, "Юганскнефтегаз", в декабре прошлого года было продано правительством, чтобы вернуть часть долга. Компания "Юганскнефтегаз", в конечном счете, оказалась в руках государственной нефтяной компании ОАО "Роснефть".