В среду украинский президент Виктор Ющенко оседлал телеэкраны и первые полосы газет Америки как герой-завоеватель. К четвергу он с них исчез: он уже был вчерашней новостью.
Этот феномен не означает, что администрация Буша (George W. Bush) притворялась или была двуликой, когда разостлала красную ковровую дорожку и сделала Ющенко первым украинским национальным лидером в истории, который выступил перед совместным заседанием Конгресса. Это также не свидетельствует о том, что руководимые республиканцами Сенат и Палата представителей станут скаредными или неотзывчивыми к мольбам Ющенко укрепить и расширить торговые связи между двумя странами. Однако в этом есть отрезвляющее предостережение в связи с пониманием - или отсутствием такового - американской общественностью и лицами, ответственными за принятие решений, сложностей ведения дел с Украиной.
Вероятность установления новых особых отношений между Киевом и Вашингтоном очень велика. Действительно, Украина имеет отличные перспективы стать новым "постер-боем" (poster boy - парень на рекламной фотографии - прим. пер.) внешней политики администрации Буша.
В других частях планеты перспективы не кажутся такими розовыми. Осенью вполне возможны столкновения между администрацией Буша и ее прежним закадычным дружком, израильским премьер-министром Ариэлем Шароном (Ariel Sharon), потому что Соединенные Штаты могут захотеть, чтобы Израиль ушел с больших территорий, чем Полоса Газы и десяток небольших поселений на Западном берегу реки Иордан, которые Шарон постановил эвакуировать в июле.
В Великобритании премьер-министр Тони Блэр (Tony Blair), самый ценный и лояльный международный союзник президента США в деле вторжения в Ирак и во всех волнениях, которые за этим последовали, занят избирательной кампанией, в которой его переизбрание ни в коей мере не является вопросом решенным. Даже если Блэр и будет переизбран, он, вполне вероятно, утратит значительную часть подавляющего большинства; в его собственной партии появились силы, которые добиваются его свержения в предстоящие месяцы.
А нового премьер-министра Ирака, шиита Ибрагима аль-Джаафари (Ibrahim al-Jaafari), который был назначен не далее как в этот четверг, скорее всего, вынудят выступить против своих американских покровителей в предстоящие месяцы просто для того, чтобы завоевать доверие у своей внутренней политической базы.
Однако в лице Ющенко Буш приветствовал иностранного демократического лидера своей мечты. Ющенко - идеалистичен, скромен и бесстрашен. Он разделяет страстную приверженность президента США сокращению нагрузки на правительство посредством развязывания инициативы рядовых граждан и распространения демократических ценностей во всем мире.
Он только что пережил то, что, вероятно, было сознательной попыткой отравления диоксином, которая испортила его лицо и сильно подорвала его здоровье. Он не пожелал согласиться с очевидным и бесстыдным мошенничеством на выборах и возглавил общенациональный народный протест, который ни разу не опустился до насилия толпы и не переродился в гражданскую войну, как вполне мог бы. И он мирным и конституционным путем завоевал победу в повторных выборах.
Более того, триумф Ющенко драматически распространил западную демократию и расширил территорию стран свободного рынка еще на тысячу миль (1 сухопутная миля = 1,609 км) дальше на восток, в славянскую колыбель православной христианской веры в бывшем Советском Союзе. После победы во втором туре президентских выборов в январе нынешнего года и приведения к присяге в качестве президента Украины он уже завоевал симпатии не только своими смелыми и широкими внутренними реформами - чего он него ожидали - но также своим энергичным стремлением распространить демократические принципы и влияния по всем другим бывшим советским республикам Евразии в Содружестве Независимых Государств (СНГ).
Как если бы этого было недостаточно, теплый прием, оказанный Ющенко в Вашингтоне, позволил тем, кто делает внешнюю политику в администрации Буша, оживить их концепцию - прежде угасавшую и ветшавшую - "Новой Европы", то есть стран Восточной и Центральной Европы, которые вошли в состав Европейского союза (ЕС) в ходе его "Копенгагенского расширения" сразу на 10 членов. Предполагалось, что они будут активно проамериканскими и тем самым уравновесят предположительно антиамериканское и полусоциалистическое влияние "Старой Европы", то есть ключевых западноевропейских стран.
Все вышесказанное остается правильным. Нет сомнений, что президент США и его наиболее предпочтительные и влиятельные советники остаются глубоко приверженными идее поддержки Ющенко и что они считают его успех критически важным для обеспечения сильной, вдохновляющей и влиятельной модели демократического успеха и рыночной демократии повсюду в Евразии и, если хотите, во всем мире.
Однако отношения все еще находятся в младенческой стадии. Ни украинское правительство, ни украинско-американское сообщество пока еще не создали таких институтов и такого могущественного, финансово сильного и бесконечно влиятельного политического лобби, какое вот уже многие десятилетия есть у ирландско-американского и еврейско-американского сообществ.
Украина также не имеет такого огромного финансового могущества, какое позволяет Тайваню оказывать громадное влияние на вашингтонских политиков. Это не старый, сильный, комфортно знакомый и хорошо проверенный союзник вроде Великобритании, Германии, Японии или Южной Кореи. И, в отличие от крохотного Израиля или еще более крохотной Ирландии, редакторы новостных программ пока еще не созрели до вырабатываемого поколениями состояния, которое заставляет их быть одержимыми даже мельчайшими изменениями во внутренних делах таких стран.
Более того, чем больше Буш будет поддерживать Ющенко в Киеве, тем сильнее он рискует охлаждением отношений с одним из своих самых важных союзников в свой первый президентский срок - с российским президентом Владимиром Путиным в Москве. Дружба и сотрудничество с Россией остаются для американских политиков стратегической необходимостью первого порядка, особенно по таким животрепещущим вопросам, как сдерживание распространения в мире ядерного оружия, обуздание ядерных амбиций Северной Кореи и совместное использование ресурсов разведки в войне с террористическими группировками исламских экстремистов.
Все эти области партнерства оказались бы под угрозой, если бы Путин пришел к выводу, что Вашингтон оказывает полную поддержку Ющенко с целью подорвать влияние России на страны СНГ или, что еще хуже, с целью дестабилизировать правительство Путина и его правление во всей огромной Российской Федерации.
Администрации Буша приходится подсчитывать цену, которую ей, возможно, придется заплатить, если, в глазах россиян, она станет продвигать свои социальные отношения с Украиной слишком далеко и слишком быстро. А украинцам придется выработать правильное восприятие той новой благоприятной роли, которой они внезапно насладились во влиятельных кругах Вашингтона. Их отношения получили отличный старт, однако, что касается ведения дел, обеим сторонам нужно еще очень многому научиться.