Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мы переписываем историю падения коммунизма

Систему уничтожил Горбачев, а не Папа

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Смерть ярких личностей вызывает экстравагантные заявления, и многие деяния, приписываемые человеку, которого сегодня хоронят в Риме, чуть-чуть не дотягивают до гротеска. На авторов некрологов снисходит отупение, и, стремясь поточнее описать наследие умершего, они часто создают примитивные сочинения, не учитывающие то, как меняется мир и люди

Смерть ярких личностей вызывает экстравагантные заявления, и многие деяния, приписываемые человеку, которого сегодня хоронят в Риме, чуть-чуть не дотягивают до гротеска. На авторов некрологов снисходит отупение, и, стремясь поточнее описать наследие умершего, они часто создают примитивные сочинения, не учитывающие то, как меняется мир и люди.

В 1970-х поляки относились к коммунизму не так, как сейчас. Польская католическая церковь вела постоянный диалог с коммунистическими властями и вместе с ними подчас вела осторожную работу по отражению советского влияния. Иоанн Павел изменил свои собственные взгляды во время путешествий.

А потому заявления, что антикоммунистические убеждения всегда были важной частью его мотивации, неверны. Эти убеждения были заметны во время его ранних поездок в Польшу, но менее важны в отношениях с Латинской Америкой. Еще одним ключевым принципом Папы был пацифизм, а когда речь шла о сохранении власти в его собственных владениях, его девизом был авторитаризм, а не защита свободы.

Ретроспективы, которые связывают его первый визит на родину в качестве Папы в 1979, возникновение движения 'Солидарность' годом позже и падение однопартийной системы в 1989, представляются особенно спорными.

Они игнорируют военное положение, которое остановило 'Солидарность' и держало движение обессиленным на протяжении большей части 1980х. Это было поражение огромного масштаба, и Иоанн Павел не мог изменить ситуацию, пока те, кто реально обладал властью в Восточной Европе, т.е. люди в Кремле, не пересмотрели свою позицию.

Приезд Папы в 1979 году, когда огромные толпы собирались слушать его богослужения на открытом воздухе, несомненно создал у поляков невероятно сильное ощущение национального возрождения. Это стало непредсказуемым фактором после нескольких десятилетий периодических кризисов между недовольными рабочими, коммунистическими лидерами, пытавшимися доказать свой национализм поиском 'польского пути к социализму', и ограниченными правителями в Москве.

Выраженная Папой поддержка рабочим, когда те объявили забастовку в Гданьске и основали 'Солидарность', первую независимую национальную организацию Польши, помогла движению расти с невероятной скоростью.

Но год спустя все изменилось. 'Солидарность' раскололась по вопросам тактики и целей. На съезде осенью 1981 года, куда были допущены западные журналисты, делегаты яростно спорили о приоритетах: должны ли это быть требования рабочих о повышении зарплат и введения самоуправления на заводах или призывы к политическим свободам, которые интеллектуалы в руководстве 'Солидарности' считали первостепенными? Должен ли союз признать или отвергнуть ведущую роль Коммунистической партии в правительстве?

Стороны бились в агонии, не зная, вмешается ли Москва и когда это произойдет. Уже тогда появились явные признаки того, что более вероятно использование польской армии, а не советских танков. Никто из нас не думал, что репрессий можно будет избежать. Ближайшие недели показали, что мы были правы. Кремль добился своего относительно легко. Коммунистические власти самой Польши арестовали тысячи лидеров 'Солидарности', а остальных загнали в подполье.

Реакция Иоанна Павла была мягкой. Вариант вооруженного сопротивления всерьез не рассматривался, но некоторые поляки выступали за массовые протесты, захват фабрик и кампанию гражданского неповиновения. Папа их разочаровал. Он выступил с критикой военного положения, но предостерег от кровопролития и гражданской войны, советуя предпочесть терпение неповиновению.

После долгих переговоров с режимом он совершил вторую поездку в Польшу в 1983. Хотя военное положение было отменено месяц спустя, многие активисты 'Солидарности' еще годы оставались в тюрьмах. Правительство вновь село за стол переговоров с движением только в августе 1988, когда Михаил Горбачев уже начал продвижение к политике плюрализма в самом СССР и публично пообещал, что советских военных интервенций в Восточной Европе больше не будет.

Толчком для реформ Горбачева было не внешнее давление с Запада, недовольство в Восточной Европе или призывы Папы уважать права человека, а экономический застой в Советском Союзе и внутреннее недовольство советской элиты.

Осторожная реакция Папы на военное положение была вызвана его прочной верой в неприменение насилия. Она, как и важное значение, которое он придавал национальной гордости, смягчала его антикоммунистические взгляды.

Проводимая им линия на коммунистической Кубе резко отличалась от политики в Польше. Он осознал, что сопротивление Кастро давлению США отражало чувства многих кубинцев. Он видел, что на Кубе национализм и коммунистическое правление шли рука об руку, тогда как в Польше, где партия в конечном счете подчинялась Москве, это было не так. В Гаване Папа упомянул свободу совести как основное право, но его визит усилил позиции Кастро. Высказанная им критика капитализма и мирового неравенства вторила выступлениям Кастро, и он осудил американское эмбарго против Кубы.

Нельзя также сказать, что атака Иоанна Павла на освободительную теологию в 1980х была вызвана главным образом тем фактом, что так называемый принцип 'предпочтения бедных' был подсказан марксизмом. Папу беспокоили и другие характеристики. Он чувствовал, что этот принцип используют для оправдания насилия и убеждения католических приходских священников поддержать вооруженную борьбу крестьян против репрессивных землевладельцев и феодальных диктатур.

В Никарагуа, где сандинисты свергли поддерживаемый США режим Самосы, три священника стали министрами. В Сальвадоре священники часто были наилучшими связующими между репортерами и командирами партизан, организовывали нам встречи в удаленных деревушках. На Филиппинах некоторые священники сами носили оружие. 'Ситуация требовала чего-то большего, чем правозащитная организация. Я ушел в подполье и присоединился к оборонным войскам', - сказал мне в горах Лусона отец Эдди Баликао (Eddy Balicao), ранее несший службу в Маниле.

Иоанн Павел выступал против освободительной теологии и потому, что видел, как священники выказывают неповиновение епископам и оспаривают иерархическую структуру церкви. У него было больше общего с коммунизмом, сохраняющим власть в Европе, чем признают многие из его сторонников. Он повторно централизовал власть в Ватикане и повернул вспять перестройку своего пред-пред-предшественника Иоанна XXIII, который предоставлял больше свободы местным епархиям.

С падением 'международного коммунизма' Ватикан остался единственной авторитарной идеологией, имеющей доступ ко всему миру. Действия Папы против несогласия не ведали послаблений - самым серьезным примером этого стало отлучение от церкви Тиссы Баласурии (Tissa Balasuriya), католического священника со Шри-Ланки в 1997. Тот ставил под сомнение образ Девы Марии как покорной, смиренной фигуры и заявлял, что, будучи в Азией религией меньшинства, католицизм должен быть менее высокомерен в отношение других религий.

Папа не мог смириться с этим вызовом абсолютизму Ватикана. Так что весьма уместно, что его похоронят в крипте, из которой был перенесен Иоанн XXIII, что символически отметит победу консервативной эры Войтылы над либеральными надеждами предыдущего поколения.

Джонатан Стил в 1970х и 1980х годах работал журналистов в Польше, Советском Союзе и Латинской Америке.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Бойцы за свободу: Иоанн Павел и Бен Ладен ("As Safir", Арабская пресса)

Иоанн Павел II помог выиграть 'холодную войну'? ("The New York Times", США)

'Я был связным между Папой и Кремлем' ("Le Nouvel Observateur", Франция)

Как Папа Иоанн Павел II "победил коммунизм" ("The Washington Post", США)

Кровь на руках Папы Римского ("The Guardian", Великобритания)

Мощь веры ("The Washington Post", США)

Амвон планетарного масштаба ("Corriere Della Sera", Италия)

Первый в истории мировой лидер ("The Guardian", Великобритания)

Неосуществленная мечта Кароля Войтылы ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Несостоявшаяся встреча с православием ("Le Figaro", Франция)

Распространенный миф: Папа Римский внес значительный вклад в падение Берлинской стены ("Die Tageszeitung", Германия)

Осень патриархов ("Der Tagesspiegel", Германия)

Кто станет следующим понтификом? ("The Scotsman", Великобритания)

Тяжелая болезнь Папы: наблюдатели гадают, в каком направлении поведет католическую церковь его преемник ("The Observer", Великобритания)