Арно де Борчграв является редактором по особым поручениям газеты "The Washington Times" и агентства "United Press International". Харлан Улльман - из газеты "The Times". Оба являются старшими советниками Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies)
8 апреля 2005 года. Над Пентагоном сгущаются тучи, предвещая сильную бурю. Любая такая буря, при неудачном стечении обстоятельств и неправильных действиях, будет иметь разрушительный эффект и даже может достичь пропорций цунами.
Пентагон не встречался с подобными вызовами, пожалуй, с 1947-1949 гг., когда было образовано Министерство обороны США. В прошлом бывало разное: "восстание адмиралов"; самоубийство первого министра обороны, очень беспокойного Джеймса Форрестола (James Forrestal), который выпрыгнул из окна здания Военно-морского госпиталя "Bethesda" и разбился насмерть; а также общая неготовность военных сражаться в корейской войне, когда она началась в июне 1950 года.
К счастью, министр обороны Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) - не Джим (Jim) Форрестол, а мы сейчас имеем самые лучшие в истории вооруженные силы. Но давайте ознакомимся с повесткой, которую предстоит решать в интересах нашей обороны:
- В свои первые 4 года администрация Буша (George W. Bush) решительно проводила реорганизацию Пентагона. Успех измерялся способностью обратить в свою веру виды вооруженных сил; в то же время действительно жесткие бюджетные меры были отложены "на потом". Были отменены только две стоившие многие миллиарды долларов программы: вертолет "Comanche" и артиллерийская система "Crusader". Сегодня даже при 500 млрд. долл. в год бюджет не способен обеспечить производство запланированного нынешней программой количества истребителей/истребителей-бомбардировщиков нового поколения F/A-22 "Raptor" и JSF (Joint Strike Fighter); атомных подводных лодок проекта SSN-21 "Seawolf"; транспортно-десантных самолетов вертикального взлета V-22 Osprey"; а также усовершенствованных боевых машин для экспедиционных сил и роботизированных боевых машин будущего по программе "Future Combat Systems". Потребуются крупные, если не драконовские сокращения.
- Второе. Если г-н Рамсфелд был "дома один" в свои первые месяцы в должности министра обороны, то на этот раз у него будет совершенно новая команда. После ухода Пола Вулфовица (Paul Wolfowitz) у него появится новый первый заместитель, а вскоре и новый заместитель по вопросам политики. Каждый из трех новых министров видов вооруженных сил является новичком на своем посту, как и следующий председатель и заместитель председателя Комитета начальников штабов вооруженных сил США (последние двое, несомненно, имеют тесные отношения с г-ном Рамсфелдом). Был даже поднят вопрос о сроке службы г-на Рамсфелда, хотя он, вероятно, останется, чтобы завершить публикуемый каждые 4 года Обзор состояния вооруженных сил страны (Quadrennial Defense Review), о котором будет сказано ниже.
- Третье. В дальнейшем американские военные, возможно, не будут так сильно перенапряжены в Ираке, Афганистане и в других точках нашей планеты. Но сейчас они к этому близки, и нагрузка на резерв и на Национальную гвардию сегодня более чем серьезная. Ни тот, ни другой компонент не были предназначены для активной службы в течение длительного срока в составе действующих группировок вооруженных сил - кроме, разве что, войны с Советским Союзом, врагом, которого давно уже нет. А потому на определенном этапе придется перестроить состоящие исключительно из добровольцев вооруженные силы (All-Volunteer Force), чтобы они соответствовали требованиям не только мира после "холодной войны", но, что еще важнее, мира, в котором ощущаются последствия 11 сентября 2001 года, и идет глобальная война с террором.
- Четвертое. Политическая атмосфера в Вашингтоне является исключительно и ядовито партийной. Если республиканцы в Сенате выступят за "ядерную опцию", чтобы прекратить продолжительный спор, то Конгресс вполне мог бы закрыться совсем. Даже если он и не закроется, Конгресс представляет избирателей, приоритеты и интересы которых в отношении таких вопросов, как дорогостоящие системы оружия и содержание лишних военных баз, вступают в противоречие с Пентагоном. Поскольку долги и дефициты сейчас резко растут, прежние дебаты по бюджету будут казаться смиренными.
- Пятое. Заказанный Конгрессом Обзор состояния вооруженных сил страны. Г-н Рамсфелд выбрал для себя потенциально тектоническую повестку. Перед видами вооруженных сил поставлена задача создать силы, взяв за основу исключительно трудные и сложные цели. Виды вооруженных сил не только должны быть способны сражаться и побеждать в обычных войнах и восстаниях. Они также должны быть способны предотвращать или ликвидировать "разрушительные события", такие, как день 11 сентября 2001 года, и "катастрофы", такие, как террористические нападения с применением ядерного или биологического оружия. И, в дополнение к стабилизации стран-неудачников, американские военные должны определять, как влиять на "стратегические" выборы действительных или потенциальных противников, от России до Китая.
Боже мой! Каждый из этих вызовов - сизифов (Sisyphean) труд. А в совокупности они ошеломляют. И при этом мы не берем в расчет такие непредсказуемые события, как крупное террористическое нападение здесь или в Великобритании, скажем, накануне парламентских выборов 5 мая, или кризис из-за Тайваня или Северной Кореи, или ядерные намерения иранцев, или свержение нового правительства в Ираке, а также и многие другие неприятные возможности.
Итак, что может или должно быть сделано, чтобы предотвратить идеальную бурю? Пентагон, понятное дело, станет утверждать, что ему необходимо сначала завершить подготовку Обзора состояния вооруженных сил страны, чтобы создать основу для будущих выборов. Обыкновенно это имело бы смысл. Но в сегодняшнем сверхнапряженном мире все участники этих решений должны быть на борту для взлета, если мы ожидаем, что они должны там быть при посадке. Оповещение Конгресса или ключевых союзников постфактум на этот раз не сработает.
Отсюда вывод: администрация США поступила бы благоразумно, начав сейчас консультации с Конгрессом и с ключевыми союзниками, чтобы не только узнать их мнения, но и привлечь их к участию до, а также во время и после процесса подготовки Обзора состояния вооруженных сил страны. Это не 1949-й год. Однако, если не соблюдать осторожность, ситуация может стать значительно хуже.