Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Изменения в имперской политике США

Поразительное развитие Китая заставляет Вашингтон начать ухаживания за Индией, что является полным отходом от его тридцатилетнего дипломатического курса

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Азия переживает период драматических изменений, когда над всем доминирует стремительное развитие Китая. Такой сдвиг устраивает Белый Дом, который считает суматоху и неразбериху важными элементами, поскольку они дают шанс для реализации ранее не использованных возможностей. В этот момент Америка обретает шанс для определения будущего нашей планеты.

Если кому-то нужны были доказательства того, что 21-й век станет эпохой борьбы за определение перспектив развития Азии, то они прозвучали в прошлом месяце из уст Кондолизы Райс. Находясь в Нью-Дели во время своего визита на азиатский континент, Государственный секретарь США заявила премьер-министру Индии, что цель новой внешней политики Америки заключается в том, чтобы 'помочь Индии в 21-м веке стать крупнейшей мировой державой'.

На брифинге Госдепартамента позиция Вашингтона была изложена более подробно. Было заявлено, что США 'в полной мере понимают последствия, в том числе, военные последствия, такого заявления'. Подкрепленные недвусмысленными обещаниями приезда в Индию в этом году президента Буша, данные заявления демонстрируют то, что США хотят получить в лице Индии постоянного друга. Делается намек на то, что Индия не является великой державой, однако имеет возможность стать таковой.

Азия переживает период драматических изменений, когда над всем доминирует стремительное развитие Китая. Такой сдвиг устраивает Белый Дом, который считает суматоху и неразбериху важными элементами, поскольку они дают шанс для реализации ранее не использованных возможностей. В этот момент Америка обретает шанс для определения будущего нашей планеты.

Администрация Буша выбросила в корзину свою прежнюю политику в отношении субконтинента, которая была нацелена на то, чтобы не давать оружие Индии и Пакистану - государствам, занятым гонкой вооружений, в том числе и ядерной. Сделав кардинальный политический разворот, Белый Дом объявил о том, что Пакистан получит истребители F-16, продажа которых была запрещена в 1990 году из-за опасений в связи с тайной программой Пакистана по созданию ядерного оружия. Одновременно Белый Дом объявил, что даст американским компаниям право поставить в Индию многоцелевой самолет нового поколения.

Более напряженно идут переговоры о передаче Индии большого количества ядерных реакторов, поскольку сегодня, в соответствии с договором о нераспространении, передача такого оборудования и технологий запрещена. Последние шаги Вашингтона дают основания предполагать, что запланированный на следующий месяц пересмотр соглашения, проводимый периодически, может носить более радикальный характер, чем многие думают.

Принимая обе южноазиатские страны в качестве партнеров, Вашингтон говорит, что он больше не увязывает свою политику с отношениями между Индией и Пакистаном. Преднамеренно делается упоминание о последствиях египетско-израильской разрядки в 70-е годы, когда обе стороны согласились заключить мир, обеспечили поставки в свои страны оружия на многие миллиарды долларов и стали американскими союзниками. Сегодняшнее отличие состоит в том, что горячая точка, коей является Кашмир, все еще полыхает.

Дипломатия редко бывает игрой с нулевым результатом, однако Вашингтон подает сигналы о том, что если кто-то выиграет, то другая сторона проиграет. Хотя сегодня доктрина Буша прикрывается терминологией о правах человека и демократии, все хорошо помнят ее цель, объявленную в его первый президентский срок: предотвратить появление враждебно настроенного соперника.

Единственный видимый на горизонте соперник - это Китай. Рост его военной мощи, экономический подъем, самоуверенность, с которой он решает азиатские дела, и непредсказуемое поведение делают самую большую в мире коммунистическую страну реальной угрозой в глазах администрации Буша.

В Европе совместное восприятие общего врага, ставшее фундаментом вашингтонских альянсов времен холодной войны, исчезло. Сомнения Брюсселя по поводу продажи оружия Пекину доказывают Белому Дому, что новые отношения требуют вербовки новых союзников. Вашингтон солидаризируется с тенденциями, способствующими развитию и продвижению свободы и демократии, хотя нарушения им прав иракских заключенных в тюрьме Абу Грейб и содержание людей на базе в Гуантанамо без предъявления обвинений несколько тормозят его моральные претензии. Сейчас Китай окружен в Азии новыми и старыми американскими альянсами, хотя открыто это не признается.

Связи Вашингтона с Южной Кореей, Японией и Индией оправдываются не аргументами о балансе сил, а общностью идеологии и ценностями свободы. США пока не озвучили свою новую азиатскую политику, однако это сделал его надежный азиатский союзник - Япония. Токио осознает потенциальную опасность для своих берегов: китайские подводные лодки заходят в территориальные воды этой страны, и военные аналитики утверждают, что Пекин разрабатывает и производит субмарины и ракеты в количествах, не соответствующих уровню угроз со стороны соседей.

В своей речи в Нью-Дели Юкио Окамото, специальный помощник премьер-министра Японии, говорил о индийско-японском сотрудничестве в целях сдерживания мощного Китая, который желает изменить существующее положение вещей, воспринимаемое им как историческая несправедливость. Как два демократических государства, в которых английский язык является государственным, Индия и Америка разделяют общие ценности. Для партнерства между Вашингтоном и Нью-Дели в целях совместных действий в отношении Китая имеются основания. Индия мечтает о статусе великой державы, имеет территориальные споры с Китаем, она раздражена тем, что Пекин передает ракетные технологии Пакистану, а также она является проигравшей стороной в состязании с Китаем за нефтяные месторождения в Африке. Китай тоже учитывает индийский фактор в своих расчетах. Но насколько важное значение он придает этой стране, станет ясно завтра, когда китайский премьер-министр приземлится в Нью-Дели. Мысль о том, что США могут стать поставщиком вооружений в Индию, тревожит Пекин. Зная о том, что такие договоренности еще предстоит заключить, Китай соблазняет Дели обещаниями подписать соглашения о свободной торговле и договоры о безопасности.

То, что Америка хочет сделать с Китаем в начале нового тысячелетия, очень похоже на то, что она сделала с Россией в последние десятилетия прошлого века. Индии предлагается благоприятная возможность, а также средство для снижения китайского влияния - она должна присоединиться к Вашингтону в его противостоянии с Пекином. Если вам это что-то напоминает, то происходит сие из-за того, что другой Госсекретарь США - Генри Киссинджер - уже изобретал и применял такую форму дипломатии треугольника в Азии. Затем эту пластинку проиграли снова, в начале 70-х годов, чтобы усилить позиции Китая в ущерб Москве. Вопрос для Азии состоит в том, не станет ли новый друг Америки ее инструментом, а не союзником.