Манама, Бахрейн, 11 апреля 2005 года. Халид Джуман (Khalid Juman) имеет весомую проблему, от которой просто не может избавиться: попавший в затруднительное положение 70-тонный космический корабль. Построенный Советским Союзом для исследования небес, этот космический летательный аппарат (КЛА) многократного использования оказался на приколе здесь, в Королевстве Бахрейн.
"Я просто не хочу, чтобы эта штука присутствовала в моей жизни", - говорит этот 39-летний бизнесмен, показывая рукой на массивный аппарат, брошенный на песчаной площадке, которая нависает над Персидским заливом.
Спроектированный с расчетом на то, чтобы выдержать вход в атмосферу, этот космический корабль сегодня медленно разваливается под напряжением весьма приземленной борьбы из-за неоплаченных счетов. Бродячие собаки находят приют под его плоскостями, а художники-граффити оставляют следы на его корпусе. Внутри корабля полно мусора, и он очень нуждается в покраске. Оказавшийся в Бахрейне по причине ожесточенной борьбы между одной московской компанией, которая его изготовила, и одним сингапурским концерном, который утверждает, что купил его, этот космический корабль покинул Россию 5 лет назад ради того, что, как ожидалось, должно было стать прибыльным путешествием по миру. Не способный летать после того, как россияне демонтировали с него авиационную электронику и заменили его тепловую обшивку на листы пенопласта, он путешествовал морем.
Сначала он отправился в Австралию, где одна компания взяла его в аренду для выставки, которая совпала по времени с проведением Олимпиады в Сиднее. Выставка провалилась, и компания разорилась. Космический корабль, длина которого составляет 119 футов (1 фут = 0,30479 м), затем был перевезен сюда, в Бахрейн, для еще одного показа. И этот показ кончился провалом. Последовала серия судебных исков, главным образом между российским научно-производственным объединением (НПО) "Молния", которое построило этот КЛА многократного использования, и одной сингапурской конторой, которая рекламирует себя как спонсор "крупнейшего космического туристического маршрута 'Планета Земля'". Каждый из них утверждает, что именно он является владельцем того, что в разгар "холодной войны" было гордостью России - ее ответом на американский космический шаттл (shuttle).
"Я оказался между молотом и наковальней и хочу выбраться", - говорит г-н Джуман, получивший образование в Техасе бизнесмен, который сначала в 2002 году организовал доставку российского шаттла в Бахрейн, а теперь вот является его временным хранителем, пока идет судебная тяжба за то, кто станет его будущим владельцем.
Рассчитывали, что этот КЛА многократного использования, именуемый "Бураном", задержится в Бахрейне, крохотном королевстве Персидского залива, всего на пару месяцев. Спустя 3 года, после более чем дюжины судебных исков, он все еще находится там, покрытый пузырями от интенсивного воздействия пустынного солнца. Г-н Джуман говорит, что ему наплевать, кому достанется этот аппарат, только бы его у него забрали и возместили ему затраты на его хранение.
Как и большинство российских активов, "Буран" в свое время принадлежал государству, которое вкладывало миллиарды долларов в соперничество с американской программой "Shuttle". Для создания российского варианта шаттла Москва организовала НПО "Молния", в то время совершенно секретное конструкторское бюро.
Отставая от Соединенных Штатов, несмотря на свои первые триумфы, которые включали отправку в космос первого человека, Советы так никогда и не попытались использовать свой "Буран" для пилотируемых полетов в космос и обратно и вместо этого удовольствовались одним-единственным полетом "Бурана" в автоматическом режиме в 1988 году. Он дважды облетел Землю и спустя 3 часа совершил безукоризненную посадку. Больше он никогда не летал. Михаил Горбачев, бывший в то время советским лидером, объявил, что "этот полет является крупным достижением советской науки и техники", и резко сократил финансирование программы "Буран" в момент, когда Советский Союз начал распадаться. Россия позднее прекратила эту программу вовсе, однако сохранила свой старый, но надежный космический корабль "Союз", который после катастрофы американского КЛА "Columbia" в 2003 году стал единственным способом доставки людей в космос.
В 1990-е годы НПО "Молния" пошло по той же траектории, что и другие российские государственные компании. Оно превратилось в общественную корпорацию и начало заключать капиталистические сделки. Но, в отличие от нефтяных месторождений и алюминиевых заводов, которые в результате туманных приватизационных сделок принесли своим новым владельцам огромные личные состояния, продать старый космический аппарат оказалось куда трудней.
НПО "Молния" пыталось сбыть с рук КЛА "Буран" в Америке, на аукционе, который организовала одна радиостанция в Лос-Анджелесе. Россияне объявили стартовую цену в 6 млн. долл. США. Никто не подал заявку, и шаттл остался дома, в разрушающемся складском ангаре в Подмосковье.
Всего россияне построили около десятка шаттлов, большинство - опытные образцы. Один стал аттракционом для туристов и сегодня стоит в московском парке культуры и отдыха имени Горького; еще один был демонтирован. Другие были брошены в бывшей советской республике Казахстан, которая в 1991 году стала независимой и унаследовала главный космодром Советского Союза. Единственный "Буран", который действительно побывал в космосе, потерпел катастрофу на земле: в 2002 году крыша складского ангара рухнула, убив восьмерых человек и уничтожив космический корабль.
Тот шаттл, который сегодня оказался на приколе в Бахрейне и который первоначально получил обозначение BTS-002, совершил несколько суборбитальных полетов, но так никогда и не покидал атмосферы Земли. Но он все же прославился в коммерческой рекламе благодаря компании, председателем которой был один австралийский ученый, который летал в космос на борту американского шаттла " Challenger" в 1984 году. Эта компания, "Buran Space Corporation Ltd.", в 2000 году взяла шаттл в аренду у НПО "Молния" и отправила его морем в Сидней для показа на выставке, которая располагалась на территории старого казино.
Этот проект лопнул, оставив после себя след из обломков. Компания, организовавшая выставку, тоже разорилась.
Когда его австралийский клиент оказался в стадии ликвидации, НПО "Молния" начало искать другого клиента. В 2002 году НПО завязало отношения с недавно созданным предприятием, которое именовалось "Space Shuttle World Tour" и было дочерним предприятием сингапурской компании "Events HQ International". Русские согласились продать "Буран", а не просто сдать его в аренду. Банковские документы, связанные с этой сделкой, заставляют предположить, что сингапурцы заключили очень выгодную сделку, купив шаттл всего за 180000 долл. "Молния" и "Space Shuttle World Tour" отказались сообщить цифру.
Не устрашившись провала показа шаттла в Сиднее, который не смог привлечь большого числа зрителей, Совет экономического развития Бахрейна (правительственный орган) решил, что ему нужен российский "Буран" для организации собственного показа. Он нанял выставочно-маркетинговую компанию г-на Джумана "PICO International (Bahrain)", чтобы помочь в организации летнего фестиваля, и поручил ему заключить сделку по аренде космического корабля. Сингапурцы согласились доставить "Буран" в Бахрейн - и после увезти его назад - за 1,3 млн. долл.
Г-н Джуман также арендовал некоторые макеты неопознанных летающих объектов (НЛО) и американские космические приборы. Но главным зрелищем должен был стать "Буран". Посетителей возили к "Бурану" на автобусе, который был оборудован таким образом, чтобы создать у пассажиров впечатление, что они являются астронавтами, которых доставляют к стартовому комплексу. Г-н Джуман говорит, что он начал читать материалы о советской космической программе и почувствовал в душе сожаление в связи с тем, что россияне переживают столь тяжкие времена. "Я влюбился в 'Буран'", - говорит он.
Очарование быстро угасло. Летний фестиваль в Бахрейне, как и выставка в Австралии до него, привлек меньше людей, чем рассчитывали его устроители. Когда фестиваль закончился, НЛО и все прочие экспонаты были упакованы и отправлены туда, откуда они прибыли. Но "Буран" остался. Поскольку власти требовали от г-на Джумана вывезти шаттл с его основной территории, он арендовал участок неподалеку от порта Бахрейна и нанял баржи, чтобы доставить туда шаттл для хранения.
А тем временем россияне начали утверждать, что их обманули, обвиняя сингапурцев в том, что те отказываются признавать условия оплаты сделки. Чтобы отстаивать свои интересы, россияне наняли в Бахрейне адвоката Сухайлу Турани (Suhaila Toorani), которая быстро добилась судебного постановления, запрещавшего сингапурцам вывозить шаттл заграницу. "Я вмешалась как Супермен и не дала им увезти шаттл, - вспоминает она. - Мне было жалко россиян. Они так хорошо проявили себя в космосе. . . но они были такими наивными в бизнесе".
Она предъявила суду письмо из одного российского банка как доказательство того, что сингапурцы более чем на год задерживают выплату НПО "Молния", которое на 60% принадлежит государству, очередной порции денег за "Буран", и что ранее выплаченные деньги были отправлены обратно в Сингапур. Сделка расторгнута, говорит она, и россияне хотят получить обратно свой космический корабль. Сейчас они хотят продать его музею в Германии.
Кевин Тэн (Kevin Tan) из сингапурской компании "Space Shuttle World Tour" говорит, что его компания выплатила россиянам всю необходимую сумму. Он заявляет, что "не помнит точно", когда и сколько, но утверждает, что "этот шаттл принадлежит нам".