Мало кто из водителей задумывается о террористах с бомбами в горах Кавказа или о бряцающем оружием племени уробо в богатой нефтью дельте Нигера. Однако для стратегов национальной безопасности, для дипломатов, нефтяных компаний и планировщиков энергетической политики они становятся важными элементами все более трудной и рискованной игры по привлечению новых поставщиков нефти на рынок. В предстоящие годы ожидается, что главными опасностями для стабильного снабжения нефтью станут террористы, рост спроса, ограниченные перерабатывающие мощности США и недостаток дополнительных добывающих мощностей в мире. Особую опасность представляет все увеличивающийся нефтяной голод Китая и Индии.
Двадцать лет назад новая нефть поступала в США с Аляски и с морских добывающих платформ, расположенных возле Норвегии и Великобритании. Все эти места надежно охранялись, а государства-поставщики были стабильны. В следующие два десятилетия поставки нефти будут осуществляться из наименее стабильных и наиболее коррумпированных районов мира или через них.
В результате такого изменения такие давно забытые регионы, как Западная Африка, приобретают более важное значение для американских политических стратегов. Возрастающее внимание привлекают страны каспийского бассейна, а также напряженные отношения США с левым правительством Венесуэлы. Обстановку осложняет борьба между Соединенными Штатами и богатым долларами, но бедным нефтью Китаем, который стремится установить свое влияние и присутствие в этих регионах. Усилия Китая по обеспечению поставок нефти из Африки и Азии могут уменьшить количество нефти на мировом рынке. Таково мнение Роберта Хорматса, бывшего высокопоставленного руководителя из Государственного Департамента, являющегося в настоящее время вице-президентом компании Goldman Sachs International. На прошлой неделе он выступал на данную тему перед комитетом палаты представителей.
Американские представители особенно озабочены тем, что нефтяные компании Китая подпитывают экономику таких стран, как Иран и Судан, несмотря на торговые санкции, введенные против них в связи с их государственной поддержкой терроризма, что делает эти страны недоступными для западных компаний. 'Наши возможности по преследованию радикалов при помощи санкций подрываются', - предупредил на недавно состоявшемся симпозиуме по этому вопросу Час Фриман, бывший помощник министра обороны. Военные уделяют все большее внимание новым нефтяным регионам в связи с тем, что страна ожидает перебоев в поставках. В следующем десятилетии Соединенные Штаты намерены израсходовать 100 миллионов долларов в рамках программы 'Caspian Guard' (Каспийская охрана - прим. пер.), нацеленной на создание полицейских сил и подразделений специального назначения в регионе Каспийского моря, призванных оперативно реагировать на различные чрезвычайные ситуации, включая нападения на нефтяные объекты. Европейское командование министерства обороны США, расположенное в германском Штутгарте, координирует эту многостороннюю деятельность, охватывающую различные ведомства, и помогает в подготовке сил для охраны и защиты нового трубопровода, по которому нефть в этом году начнет поступать с буровых Каспия через Кавказ в Джейхан, турецкий порт на Средиземном море. По словам полковника Майка Андерсона, главного политического стратега Европейского командования, силы Caspian Guard смогут также оказать помощь в борьбе с контрабандой наркотиков и оружия.
Большая часть нефти из этого региона будет поглощаться рынками Европы, а не США. Однако любые перебои с поставками способны вызвать резкие скачки цен на нефть, что сразу же отразится на бензиновых автозаправках США, крупнейшего в мире потребителя нефти. 'На мировом рынке не так уж много дополнительных добывающих мощностей, - говорит полковник Андерсон, - поэтому если возникнет угроза джейханскому трубопроводу, это в конечном итоге отразится и на нас'.
Европейское командование США также приглядывается к Западной Африке. В декабре оно провело встречу, в которой приняли участие представители командования ВМС из Нигерии, Анголы, Камеруна, Гвинеи и Ганы, на которой были обсуждены возможные совместные действия по защите нефтедобывающих объектов, расположенных в западноафриканском Гвинейском заливе или возле него. Из этого района в США поступает 14 процентов общего объема нефтяного импорта, хотя двадцать лет назад эта цифра равнялась 8 процентам. Некоторые эксперты утверждают, что в течение десятилетия новые морские месторождения нефти могут поднять эту цифру до 20 процентов. У африканской группы, собравшейся на совещание, было что обсудить - в том числе, вопросы терроризма, местных войн и огромных по объему краж нефти хорошо вооруженными криминальными бандами Нигерии. Однако планы региональной 'Гвинейской охраны' пока не разрабатываются. 'Этот орешек будет покрепче', - говорит полковник Андерсон. По его словам, Соединенные Штаты надеются, что государства региона примут более активные меры по борьбе с коррупцией, прежде чем возникнет необходимость в организации таких сил.
Нефть с западного побережья Африки пользуется большим спросом у международных нефтяных компаний. Она легкая, в ней низкое содержание серы, по своим свойствам она очень похожа на техасскую нефть, для переработки которой приспособлены НПЗ восточного побережья США. И в отличие от нефтедобывающих стран Ближнего Востока, богатые правительства которых отказываются от дополнительных западных инвестиций, западноафриканские страны имеют большое желание к заключению сделок по нефти и газу.
В этой игре ставки повышают такие игроки, как Китай и Индия, чьи растущие нефтяные аппетиты способствуют росту цен на нефть. Быстрый экономический рост этих стран, а также их стремление к созданию стратегического нефтяного резерва по образцу американских чрезвычайных запасов в Мексиканском заливе должны вскоре заставить Китай и Индию покупать нефть в возрастающих количествах для защиты их от нефтяных потрясений. Государственные нефтяные компании Китая и Индии создали партнерства для добычи нефти в Иране и Судане. Они также проводят зондирование Африки и других регионов мира для приобретения дальнейших запасов. 'У нас сложилась непропорциональная зависимость от Ближнего Востока, а импортеры всегда стараются диверсифицировать источники поставок нефти и газа', - говорит нефтяной эксперт из Индии Дебнат Шо.
Обе страны работают над заключением соглашений о совместной добыче нефти с Венесуэлой, главным нефтяным экспортером США. Такие действия придали уверенности президенту Венесуэлы Уго Чавесу, который активизировал свои политические нападки на Соединенные Штаты. В феврале он заявил, что администрация Буша разрабатывает план его убийства. В своем радиообращении Чавес предупредил, что в случае его смерти президенту Бушу 'придется забыть о венесуэльской нефти'.
Руководители всех трех государственных нефтяных компаний Китая неоднократно посещали Канаду, которая уже шесть лет является главным поставщиком нефти в Соединенные Штаты. По словам бывшего министра энергетики Альберты Мюррея Смита, в настоящее время прорабатывается вопрос о прокладке трубопровода длиной в 1200 километров, по которому нефть-сырец с нефтеносных песков Альберты должна пойти в порт в Британской Колумбии, откуда ее можно будет экспортировать в Китай. Канада обычно экспортирует 95 процентов своей нефти в США.
Последствия всего этого для нефтяной и энергетической безопасности Соединенных Штатов заставляют вызывают гул и дрожь у компьютеров министерства энергетики США. Программисты пересматривают компьютерные модели и программы восьмилетней давности, по которым делались прогнозы о перебоях с поставками в мире. 'С 1997 года многое изменилось, - говорит аналитик по мировым нефтяным рынкам из Информационного энергетического управления Лоуэлл Фельд, - в старых моделях предполагалось, что мир будет жить более спокойно, что каждый американский нефтеперерабатывающий завод будет получать именно такую марку нефти, которая ему нужна. Они были чрезмерно упрощенными'.