Автор статьи является послом США в Москве
Москва, 11 апреля 2005 года. Само собой разумеется, что экономическая составляющая американо-российских отношений обладает огромным потенциалом для получения взаимных выгод. Однако необходимо сказать одну несколько более очевидную вещь: экономическое будущее России зависит от того, что выберет сама Россия. После 6 лет оживленного роста экономики Россия оказалась на перепутье: она может либо перейти к государственной экономической модели и отстать от других стран, с которыми сейчас идет вровень, либо она может принять ориентированную на внешний рынок экономическую модель и интегрироваться в глобальную экономическую систему, заняв в ней положение, которое обеспечит ей процветание.
Мы надеемся, что Россия выберет путь интеграции. Однако интеграция есть нечто большее, чем вопрос вступления в крупные международные экономические организации. Это значит также, что бизнесмены в Томске и в Талсе, штат Оклахома, США, должны иметь возможность конкурировать в бизнесе на равной основе. Это также значит, что поставщик из Сан-Диего, штат Калифорния, США, может с такой же степенью вероятности выиграть контракт на оптовые поставки товара в Санкт-Петербург, как и купец из Саратова, если только этот калифорниец сможет предложить наилучший продукт, цену и услугу. Иными словами, интеграция создает экономическую среду, которая ведет к появлению более качественной продукции, лучших цен и большего числа рабочих мест.
Это как раз такое будущее, которое хотят для России все ее друзья и, как мы считаем, сам российский народ. Америка хочет видеть Россию сильной и демократической, причем не только потому, что такая Россия была бы более надежным международным партнером и моделью для других государств региона, но также и потому, что такая Россия была бы способна поддерживать более широкие экономические связи между нашими двумя странами. Базовая экономика говорит нам, что и поставщик из Сан-Диего, и оптовый торговец из Санкт-Петербурга выиграют от совместного ведения дел, а потому нашим правительствам следует заняться "бизнесом" максимизации этих обменов.
Короче, усиленная двусторонняя экономическая активность является взаимовыгодным предложением для американского и российского народов, а не игрой с нулевой суммой, какой ее рисуют некоторые. Однако для того чтобы реализовать такое будущее, России нужно достичь прогресса в незаконченных структурных инициативах: оптимизация численности, совершенствование организации и повышение эффективности правительственных чиновников, реформирование естественных монополий, укрепление принципа главенства закона и искоренение коррупции. Хотя работа, которую нужно проделать для выполнения вышеперечисленных задач, не является обаятельной или всегда популярной, без нее страна никогда полностью не реализует свой потенциал.
Громкое осуждение таких фундаментальных проблем не поможет от них избавиться. Мне хотелось бы упомянуть две области, в которых, по нашему мнению, более тесное взаимодействие с Россией сможет привести к позитивным результатам: вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и энергетический сектор. На встрече в Братиславе в феврале нынешнего года российский президент Владимир Путин и американский президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) выделили обе эти области особого интереса.
Соединенные Штаты поддерживают заявку России на прием в ВТО. Наши переговорщики в настоящее время работают над заключением коммерчески честного, взаимовыгодного пакета соглашений, который должен облегчить прием России в этот глобальный орган. Для того чтобы достичь соглашения, Россия должна принять некоторые трудные решения. Ей нужно обуздать сильные протекционистские силы, особенно в сельском хозяйстве, в авиационной промышленности и в сфере финансовых услуг. Более того, России нужно сделать куда больше для защиты прав интеллектуальной собственности, в особенности, повести решительную борьбу с процветающим пиратством в сфере изготовления и продажи дисков CD, DVD и компьютерных программ. Россия законодательно ужесточила правила охраны интеллектуальной собственности, но ей еще далеко до принуждения к исполнению подобных новых законов. Сильная защита интеллектуальной собственности является одной из главных опор любой современной экономики; она критически важна для России, если та хочет высвободить творческие способности своего самого ценного природного ресурса, своего народа.
Я убежден, что приняв правила ВТО, Россия рационализирует свое законодательство и регулирующие нормы — в свою очередь, обеспечив инвесторам большую уверенность, предсказуемость и прозрачность. Россия приняла большинство законодательных актов, которые нужно было принять для того, чтобы быть принятой в ВТО, однако некоторые ключевые законопроекты, в частности, по таким вопросам, как субсидии производителям и таможенная оценка товаров, пока еще не дошли до Государственной Думы РФ. Прогресс в направлении приема в ВТО по-прежнему определяется решениями, которые должна принять Россия, и зависит в большой мере от срока, к которому Россия намерена стать членом ВТО. Как не раз повторял Буш в Братиславе, Соединенные Штаты полны желания работать вместе с Россией. Оба наших президента озвучили свое желание завершить наши двусторонние переговоры в этом году.
Энергетический сектор является еще одним примером потенциальной ситуации, которая выгодна обеим сторонам. Американские компании могут дать капитал, технологию и опыт, которые необходимы для освоения многих российских нефтегазовых месторождений, особенно тех, которые ставят собственную индустрию Россию перед прежде невиданными вызовами. Российские компании выиграют от увеличения доходов, тогда как казна правительства наполнится в результате роста налоговых поступлений от новых предприятий. Однако, хотя много спорят о возможных сделках в этом секторе, мы пока что видим меньше заключенных соглашений, чем мы надеялись увидеть. Реализация полного потенциала наших отношений в сфере энергетики потребует от России принять некоторые давно назревшие решения, касающиеся строительства трубопроводов, наращивания мощностей по сжижению природного газа и создания более стабильного и прозрачного инвестиционного климата.
Недавно мы уловили позитивные сигналы на этом фронте: американская компания "ConocoPhillips" заключила стратегический союз с компанией "Лукойл"; "Газпром" ведет серьезные переговоры с иностранными партнерами в отношении проектов сжижения природного газа; российское правительство решило увеличить пропускную способность трубопроводной сети; вскоре, вероятно, будет принят новый закон о недрах (хотя мы полагаем, что некоторые положения нынешнего законопроекта, касающиеся иностранных компаний, отступают от того, что в остальном является вполне дружественной к рынку инициативой). К сожалению, неуверенность, созданная расчленением "ЮКОСа", а также меры по увеличению контроля государства в энергетическом секторе подрывают эти позитивные результаты. Хотя каждая страна имеет право решать, как ей лучше управлять природными ресурсами, Россия должна понимать, что запретительный режим может дорого ей обойтись. В этом случае ценой станет сокращение внешних и — что еще более тревожно — внутренних инвестиций.
Я использовал ВТО и энергетический сектор в качестве примеров не только потому, что мы считаем прогресс в этих вопросах индикаторами приверженности России делу установления более прочных экономических связей, но также и потому, что в случае, если Россия добьется прогресса в этих вопросах, тогда эта страна значительно приблизит достижение экономического успеха своих партнеров по Большой Восьмерке (промышленно развитых стран мира — прим. пер.). Прогресс означает принятие основывающейся на правилах системы, которая создает для частных компаний инициативу заниматься бизнесом, не опасаясь прихотей правительства. Прогресс будет выражаться и в том, что Россия больше не будет получать лишь малую толику прямых инвестиций в свою экономику в сравнении с прямыми инвестициями в экономики аналогичных размеров в других странах. Хотя российские политики, возможно, спорят по вопросу оптимального уровня участия государства в экономике, не должно быть никаких споров относительно того факта, что произвольное применение закона является самым прямым путем к экономической разрухе. В этом плане станет действительно позитивной новостью, если после недавних высказывания Путина Россия примет закон, сокращающий срок давности пересмотра приватизационных сделок с 10 до трех лет, а также законы, которые ограничат полномочия налоговых властей.
Позвольте мне сказать еще раз, что в интересах США, чтобы Россия стала сильной экономической державой, полностью интегрированной в глобальную экономику. Экономики как США, так и России выиграют от такого исхода, как выиграют и более широкие американо-российские отношения. В предстоящие годы мы продолжим работать над достижением этих целей и, как мы надеемся, над реализацией огромного нетронутого потенциала в наших экономических отношениях.