Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дали, разносторонний гений

Мэтр сюрреалистической живописи пробовал себя и в фотографии, и в кино, и в моде... В роттердамском музее Бойманс (Boijmans) представлено богатое и разнообразное параллельное творчество художника

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вам до смерти надоел Дали с его мягкими часами и горящими жирафами, его мегаломания и эксцентрические выходки? Сходите в музей Бойманс в Роттердаме. Там проходит выставка, посвященная столетию со дня рождения художника. Она примирит вас с тем, кого Андре Бретон окрестил презрительной анаграммой его имени и фамилии 'Avida Dollars' (жадный до долларов). Вместо того чтобы выставить живописные работы, музей предпочел напомнить о том, что, хотя художник и был суперзвездой сюрреалистической живописи, его гений мог воплощаться в любых формах.

Вам до смерти надоел Дали с его мягкими часами и горящими жирафами, его мегаломания и эксцентрические выходки? Сходите в музей Бойманс в Роттердаме. Там проходит выставка, посвященная столетию со дня рождения художника. Она примирит вас с тем, кого Андре Бретон (Andre Breton) окрестил презрительной анаграммой его имени и фамилии 'Avida Dollars' (жадный до долларов). Вместо того чтобы выставить живописные работы, музей предпочел напомнить о том, что, хотя художник и был суперзвездой сюрреалистической живописи, его гений мог воплощаться в любых формах. От кино и театра до фотографии, рекламы и архитектуры - 400 самых разнообразных произведений и предметов указывают на то, насколько широко было поле притяжения для его талантов, скрытых за его проказами и шутовством. Итак, начнем сначала. Жизнь художника укладывается, подобно пьесе, в три действия.

Действие первое. Родившийся в мае 1904 года в Фигуэрасе в испанской Каталонии, маленький Сальвадор, избалованный сын нотариуса, был настоящим тираном. В 16 лет он признается в своем дневнике: 'Я буду гением, и мир будет мной восхищаться'. Во время учебы в школе изящных искусств в Мадриде, куда он поступил в 1922 году, он завязывает дружбу с Федерико Гарсия Лорка (Federico Garcia Lorca) и Луисом Бюнюэлем (Luis Bunuel). В 1929 году он приезжает в Париж по совету Миро, который знакомит его с Бретоном и вводит в круг сюрреалистов. Через пять лет он будет из него исключен. Именно в эти годы он уводит у Элюара (Eluard) его подругу Галу и выводит свой принцип 'критической паранойи', позволяющей, по его мнению, живописи материализовывать иррациональные представления. Это высказывание вдохновило молодого Лакана (Lacan).

Мода

В тридцатые годы Кокто (Cocteau), Магритт (Magritte) и Мэн Рэй (Man Ray) вводят Дали в высшее парижское общество. Там он знакомится с модельером Эльзой Шиапарелли (Elsa Schiaparelli), очень близкой к сюрреалистам. Вместе они создают множество роскошных изделий, таких, например, как шляпа в форме туфли, платье-омар, костюм-комод или пояс из розовой замши с пряжкой в форме губ. Дали продолжает сотрудничать с ней, придумывая рисунки для тканей или флаконы для духов. Он будет работать и для Диора (Dior) и Шанель (Chanel), а в 1960 году нарисует свою единственную уникальную коллекцию одежды.

Действие второе. Когда разразилась Вторая мировая война, Дали вместе с Галой бежал в Соединенные Штаты. Он вскоре понял, что эта страна просто создана для него. Добившись прочного успеха, он начинает сотрудничать с кино, театром, оперой, модой и рекламой. Он также начинает выковывать миф о себе, 'вылепливая' свои усы. Американская пресса сочла их очаровательными.

Действие третье. Возвращение в Европу в 1948 году. Гала и Дали поселяются в Испании, в Порт Лигат (Port Ligat). Художник все чаще и чаще черпает идеи в религии, науке и истории. Пришло время крупных ретроспективных выставок, от Нью-Йорка до Токио, и... крупных инсталляций. В 80-х годах разгорается скандал по поводу фальсификаций, в которых художник был замешан и сам, так как ставил свою подпись на чистых листах для литографий.

Фотография

'Моя живопись - не что иное как сделанная вручную фотография, и по цвету и по изображениям, уверял Дали, восхищавшийся этим искусством из-за его способности 'быть объективным'. Если он сам не нажимал на затвор, то давал указания по воспроизведению сцены. В начале своей карьеры Дали сотрудничает с Мэном Рэем (Man Ray) и Брассаем (Brassai), а затем с Сесилем Битоном (Cecil Beaton) и Филиппом Хальсманом (Philippe Halsman), клише которого представлены на выставке. Серия Skull ('Череп'), выполненная в 1951 году совместно с Хальсманом, знаменательна. Она родилась из их общего желания создать ню, составленное из нагромождения тел. Потом возникла идея, согласно которой, это сплетение могло бы, с некоторого расстояния, выглядеть как череп, смешав таким образом Эроса и Танатоса (инстинкт смерти). Эта композиция одновременно является современной трактовкой 'Суетности', которую в старинной живописи символизировали черепа.

Выставка в Роттердаме не представляет дьявольские грани личности, а наоборот, открывает взору менее известного Дали, охваченного творческим энтузиазмом, открытого жизни. С самого начала творческой деятельности он отдает должное поп культуре, вводя в свои полотна, задолго до Вархоля (Warhol) и появления поп-арта, автомобили, бутылки кока-колы, бейсболистов и сигаретные пачки. Приближаясь вплотную к действительности, он насыщает свое искусство проблемами и открытиями своего времени. В 1939 году он отправляется в Лондон, чтобы повидаться с Фрейдом и обсудить с ним свои поиски в области неосознанного. Эти беседы повлияют на его творчество. В некоторых его картинах найдут отражение как открытия в области атомной энергии, так и теория относительности Эйнштейна. Эта открытость реальности позволяет ему расширить свои интересы, выйти за рамки полотна. 'Он один из первых художников XX века, кто осознал возможности и силу СМИ', - приходит к выводу Яап Гулдемонд (Jaap Guldemond), комиссар выставки. Так он использует свои сюрреалистические видения при постановке фильмов или оперных спектаклей, а также при создании платьев, драгоценностей или оформлении интерьеров. Дали, плут и очковтиратель, прежде всего, великий творец.

Пресса и реклама

Американские газеты и журналы очень скоро начали использовать этот феномен. В 1936 году 'Time' посвятил обложку Дали. Тот факт, что он в 1939 году обосновался в США, придало ему значимости. В то время как статьи и интервью становятся все более многочисленными, к художнику-сюрреалисту все чаще поступают заказы на иллюстрации для прессы. Он выполнит их в бессчетном количестве, также, как и обложки для таких журналов как 'Vogue' (номер за 1939 год имеется в экспозиции). В 40-х годах он издает собственную газету под названием 'Dali News', правда, прекратившую существование после выхода двух номеров. Рекламные кампании также будут лелеять каталанского гения. Двое его основных заказчиков - это Эльза Шиапарелли для ее парфюмерной линии и компания-производитель шелковых чулок Bryan's Hosiery. Но он работает и для фирмы Перье (Perrier) и автомобильной компании Датсун (Datsun). Начиная с 60-х годов новую почву для самовыражения ему предоставляет телевидение. Еще не позабыт усатый человек, провозглашающий 'Я безумен!... от шоколада 'Ланвен'. Он также придумал рекламные ролики для 'Алка-зельцер' и 'Ниссан'.

Театр

Какое поле деятельности могло больше подойти Дали, чем искусство театра, ведь он постоянно выставлял свою жизнь на показ? Его друзья, Федерико Гарсия Лорка и Луис Бюнюэль, каждый по-своему, открыли ему туда дверь. В 1927 году Гарсия Лорка предоставил ему первую возможность создать театральные декорации. Десятью годами позже он подпишет контракт с Леонидом Масиным и балетом Монте-Карло и выполнит декорации к 'Безумному Тристану', костюмы для которого нарисует Коко Шанель. Поставленный на музыку Вагнера, этот спектакль, основанный на истории жизни Людовика II Баварского, по мнению Дали, является 'первым параноидальным балетом'. Из-за войны он будет показан лишь в 1939 году в нью-йоркской Метрополитен Опере под названием 'Вакханалия'.

В октябре 1941 года Дали вновь принимается за работу вместе с Масиным, на этот раз над балетом 'Лабиринт' на музыку Шуберта, в основе которого миф о Тесее. Он пишет либретто и выполняет костюмы и декорации, одна из которых представляет собой огромный бюст человека с обритой головой и вскрытым черепом. Критик из 'New York Times' отмечает: 'Совершенно ясно, что Дали скорее требуется сцена, а не галерея'. В эти годы проектов становится все больше и больше. Последнее его участие в театральной постановке относится к 1961 году. Однако 'Гала-балет. Испанская дама и римский кавалер', опера-буфф на музыку Скарлатти, хореографом которого является Бежар (Bejart), поставленный Дали, терпит провал. Благодаря другу юности Луису Бюнюэлю каталанец проникает в мир кино, осуществив совместную с Бюнюэлем постановку фильма 'Андалузский пес'. Эта 'картина юности и смерти', как описывает ее Дали, вызывает мечты и фантазмы. Успех столь огромен, что сообщники повторяют опыт, поставив в следующем году 'Золотой век'. Изобилующий эротическими провокациями, кощунством и непристойностями, этот фильм вскоре будет запрещен, вследствие нападок, организованных представителями французских крайне правых сил. Его восхищение американской культурой приводит его в Голливуд. В 1945 году Альфред Хичкок (Alfred Hitchcоck) обращается к нему с просьбой придумать для его фильма 'Дом доктора Эдвардса' сцену сна, где по воздуху летали бы рояль, глазные яблоки и ножницы.

Годом позже наступает черед Уолта Диснея обратиться к мэтру сюрреализма. Так Дали приступает к работе над мультфильмом 'Дестино' (Destino), который так и не увидит свет. Завершенная спустя 60 лет, эта короткометражка демонстрируется на широком экране в музее Бойманс. Здесь же выставлены многочисленные эскизы и живописные работы художника. Чистый Дали в анимационной трактовке.