Весь огромный коммунистический Китай, его правительство и народ виновны в хищениях в особо крупных размерах, которые по своему масштабу сравнимы в современной истории разве что с экспроприацией частной собственности во время революций нацистов и большевиков.
Политика экспроприации коммунистического Китая основана на подделке и контрафакции западной продукции - солнцезащитных очков Christian Dior, дамских сумочек Gucci и Prada, чемоданов и сумок Louis Vuitton, и на поставке дешевых копий с наклейками известных торговых марок на мировой рынок по ценам, которые намного ниже подделываемых оригинальных товаров.
В своем материале из Шанхая для газеты 'Toronto National Post' Питер Гудспид (Peter Goodspeed) отмечает, что одной из основ процветающей сегодня китайской экономики является нарушение авторских прав, дающее оценочно до 50 миллиардов долларов. А по данным Торговой палаты США, кража интеллектуальной собственности приводит ежегодно к потере 750 000 рабочих мест. А вот и еще более потрясающие данные. Более 90 процентов всех компакт-дисков и DVD-дисков, а также компьютерного программного обеспечения, продаваемых в Китае, являются пиратскими. Пиратские копии популярных фильмов в огромных количествах поступают в уличную продажу еще до выхода этих фильмов на широкий экран.
Гудспид пишет: 'Ситуация настолько ужасна, что она буквально разрушила производство фильмов и музыки в Китае'. И кинотеатры тоже. Зачем платить за билет в кинотеатр, если то же самое кино можно спокойно и комфортно посмотреть дома, причем всего за несколько центов? Другими словами, по любым нормальным моральным меркам, огромное количество китайцев приобретает украденные товары и таким образом совершает преступления, причем тоталитарное партийное государство поддерживает совершение таких преступлений. И нет никаких признаков того, что Китай хоть как-то борется с такими хищениями. В одном бизнес-справочнике министерства торговли США говорится: 'В среднем 20 процентов всех товаров широкого потребления на китайском рынке является подделкой. Если продукция пользуется спросом, есть большая вероятность того, что ее будут воспроизводить в больших количествах. Китай по-прежнему является раем для производителей контрафактной продукции и пиратов.
По данным одной из организаций по защите авторских прав, уровень пиратства в Китае остается одним из самых высоких в мире'.
Если бы подделки и пиратство ограничивались ширпотребом, это было бы еще ничего. Однако все зашло гораздо дальше. Подделывают и основные продукты питания. Тринадцать детей погибли и еще 200 серьезно отравились в небольшом городке около Фуяна, в 270 километрах от Шанхая, потому что родители по незнанию кормили их поддельным детским питанием: смесью крахмала, сахара и сухого молока без белков, жиров и важных для жизни витаминов. Расследование, проведенное местными журналистами, выявило невероятно скандальные факты. Более 40 компаний в 10 провинциях производили и продавали поддельное детское питание. Официальное расследование также обнаружило наличие токсичных веществ в обычной столовой соли.
Для китайских изготовителей подделок, работающих на экспорт, нет никаких границ. Популярной экспортной продукцией являются сигареты известных торговых марок. Британская таможня говорит о том, что 15 процентов табачного рынка Великобритании захвачено китайской контрафактной и контрабандной продукцией.
Гудспид пишет: 'Уникальная форма китайского пиратства состоит в использовании известной торговой марки в названии продукта с небольшим изменением в написании'. Например, сеть шанхайских кофеен имеет название 'Starsbuck' (Starbucks - название международной сети известных кофеен - прим. пер.). Недавно компания Honda выиграла судебный иск против одной китайской компании, которая изготавливала и экспортировала мотоциклы под названием Hongda, аналогичные оригинальной продукции. Компания General Motors ведет в суде дело против китайской автомобильной фирмы, которая производит автомобиль, по своей конструкции кузова, дизайну интерьера и основным деталям идентичный продаваемой General Motors машине под названием Chevrolet Spark.
Китайско-британский деловой совет пишет: 'Когда руководитель китайской компании замечает что-нибудь интересное на торговой выставке, он (или она) сразу начинает думать: 'А смогу ли я сделать эту вещь подешевле и продать ее в Китае?' И им никогда не приходит в голову мысль такого содержания: 'А защищена ли эта вещь патентами?' или 'А нужно ли будет заплатить за лицензию владельцу интеллектуальной собственности?'
Злая шутка среди американских бизнесменов гласит, что аббревиатура ИР (исследования и разработки) в Китае расшифровывается как 'используй и размножай'.
Пиратство и производство контрафактной продукции не получили бы такого широкого распространения в Китае, если бы правительство не закрывало глаза на подобные преступные действия. По словам Гудспида, местные власти больше озабочены сохранением рабочих мест и защитой промышленности, нежели иностранными авторскими правами.
Поэтому такое нарушение норм поведения государства будет продолжаться и дальше. Если бы я был, скажем, гражданином Тайваня, захотел бы я жить в условиях коммунистической диктатуры, которая с энтузиазмом терпит преступления в виде краж в особо крупных размерах?
Арнольд Бейхман является научным сотрудником Института Гувера и ведущим рубрики в 'The Washington Times'