Для многих украинских публицистов и политиков, во главе с президентом Виктором Ющенко, совершенно ясно: без поездок на Запад, которые в последние годы предпринимали молодые украинцы, никакой оранжевой революции в конце прошлого года не было бы. Что касается немецкой аферы с визами, то комментарий из Киева гласит: дайте нашим студентам возможность ездить на Запад! Потому что МИД Германии из одной крайности впал в другую. Если раньше он, благодаря введенной Йошкой Фишером практике, открыл двери ЕС и криминальным элементам, то теперь не только участники студенческого обмена, но и деятели искусств и представители экономики с трудом получают визы.
Не иначе обстоят дела и у грузинского президента Михаила Саакашвили, у которого уже многие годы дружественные отношения с Ющенко. Грузия должна быть с Европой, страна смотрит на Запад. В обедневшей кавказской республике в конце 2003 г. с волны протестов началась 'революция роз', которую политологи называют 'второй эмансипацией от Москвы'. Первая эмансипация состоялась с парадом заявлений о независимости, увенчавших собой в конце 1991 г. развал принудительного сообщества под названием 'Советский Союз'. Подразумевается, правда, не полный политический и экономический развод с Москвой, поскольку и Украина, и Грузия зависят от российского сырья и энергоносителей. Основная часть их экспорта тоже идет в Россию. По этой причине как в Киеве, так и в Тбилиси подчеркивается, что Москва, естественно, остается стратегическим партнером. Но все же там очень заинтересованы в том, чтобы к крупным проектам типа строительства трубопроводных систем привлекались также и западные партнеры, так как и у Грузии, и Украины свежи воспоминания, как в 90-е годы Москва перекрыла газовый и нефтяной кран, чтобы снова взять под свой политический контроль бывшие советские республики.
Поэтому не только для украинской и грузинской элиты, но и для руководства маленькой Молдавии предложенная главой Кремля, Владимиром Путиным, модель общего экономического пространства совершенно неинтересна. Они отказываются от введения единой валюты, с помощью которой 'старший брат' мог бы оказывать на них давление, и они не хотят перекрыть себе путь в ЕС.
Вторая причина отдаления от Москвы - психологического плана: Россия не представляет интереса для молодых элит бывших советских республик. Путин, у которого, как считают, нет чувства юмора, и который уже давно не вызывает симпатий, остановил процесс демократизации и практически ликвидировал свободу прессы. Но зато продолжается война в Чечне. Молодые мужчины соседних стран знают, что их сверстники из России в любой момент могут быть призваны в армию и отправлены на Северный Кавказ.
Путин лишился значительного кредита доверия и среди русскоязычной интеллигенции в бывших советских республиках, в том числе и потому, что с невероятной жестокостью завершил трагедии со взятием заложников - как в московском театре мюзиклов, так и в кавказском городке Беслан. В Киеве Путин поддерживал восточно-украинского кандидата в президенты Виктора Януковича, имеющего сомнительное прошлое, как криминальное, так и в связи с сотрудничеством с КГБ. Именно поэтому образованная прослойка русскоязычного населения в Восточной Украине открыла для себя чувство патриотизма.
От Таллинна до Тбилиси - везде с недоверием следят за реакцией Москвы на 'вторую эмансипацию'. В Думе, российском парламенте, депутат от националистической партии Владимир Жириновский повторил свое кредо: 'Если они нас не любят, тогда пусть боятся!' Это заявление вызвало одобрительные аплодисменты. Русскоязычная газета 'Киевские ведомости' написала, что Москва все еще страдает 'фантомной болью из-за потерянной империи'. России необходимо научиться самым простым манерам общения: партнерским отношениям с соседями, даже если они маленькие и считаются слабыми.