Канцлер Германии Шредер (Schroeder), открывая Ганноверскую ярмарку, подчеркнул особое значение России для Федеративной Республики Германия. Шредер и президент Путин подписали декларацию о стратегическом партнерстве в области образования и науки. Неудовольствие вызвал чеченский политик из окружения Путина.
Критики немецкой политики в отношении России уже давно обвиняют канцлера Германии за то, что он игнорирует нарушения права человека в России Путина, руководствуясь интересами спокойного развития экономических отношений. Какое значение как торговый партнер имеет Россия для Федеративной Республики Германия, Шредер наглядно показал при открытии Ганноверской ярмарки. Он подписал вчера с российским президентом заявление о стратегическом партнерстве в области образования и науки. Канцлер Германии подверг критике то обстоятельство, что Россия в Германии не воспринимается как страна с передовой наукой. В качестве позитивного примера сотрудничества он привел строительство высокоскоростных поездов, которые одна из немецких фирм поставит для эксплуатации на участке между Москвой и Санкт-Петербургом. На промышленной ярмарке представлены 136 российских предприятий.
Германо-российский суперлатив
Канцлер Германии, оценивая германо-российские отношения, постоянно употреблял превосходную степень: мол, Федеративная Республика Германии является важнейшим торговым партнером России; товарооборот достиг в прошлом году рекордной отметки, составив 31 миллиард евро; Германия в последнее время покрывает треть своих потребностей в нефти и газе за счет импорта из России. Все это несколько напоминало перечисление рекордов во времена проведения Лейпцигских ярмарок в ГДР, когда представители обеих частей Германии имели обыкновение восхвалять уровень развития торговли с Востоком и политических отношений. Шредер сказал, что особое значение придается экономическим отношениям. Он призывал немецкие фирмы еще активнее наращивать свое присутствие в России. Дочерняя компания концерна BASF сообщила вчера о том, что собирается инвестировать 3 миллиарда долларов США в освоение Южно-Русского месторождения газа в Сибири и в строительство трубопровода по дну Балтийского моря. Немецкая сторона получит долю в размере 50 процентов минус одна акция, на строительстве трубопровода - 49 процентов. В ответ концерн 'Газпром' увеличивает свою долю в капитале совместного предприятия с BASF. К вопросу о недостаточной безопасности инвестиций в России как следствию государственного вмешательства в экономику, так и к вопросу о войне в Чечне Шредер и Путин обращались мало.
Кадырова в Ганновере нет
Неудовольствие, даже в СДПГ, вызвало намерение Путина включить в состав своей делегации не только верного Москве чеченского президента Алханова, но и заместителя чеченского премьер-министра Кадырова, милицейские силы которого обвиняют в серьезнейших нарушениях прав человека. Координатор по вопросам германо-российских отношений в правительстве Германии, депутат Эрлер (Erler), назвал планы приезда Кадырова проблематичными. Вчера правительство Германии заявило, что Кадыров в Германию не прибудет. Было сказано, что Берлин оказал на российскую сторону давление, чтобы избежать негативной реакции на это. В то же время Алханов находился в Ганновере, но по приглашению руководства ярмарки, а не в качестве члена официальной делегации, как это сообщалось в прессе. По официальным данным, встреча членов федерального правительства с президентом чеченского марионеточного режима не планируется.
Во время последней встречи Шредера с Путиным в декабре прошлого года правительство Германии предложило российской стороне начать диалог по вопросу Чечни. Спустя несколько недель после встречи, стали говорить, что есть намерение сначала обсудить ситуацию на Северном Кавказе на германо-российском уровне, а затем подключить к дискуссии ЕС и другие государства региона. Цель, мол, заключается в том, чтобы придать деятельности российской администрации в Чечне более цивилизованный характер и настоять на менее жестоких действиях вооруженных сил. Москва с этим согласилась. Берлин был вынужден пойти на этот шаг, поскольку молчание Шредера по поводу политики Путина на Кавказе в Германии не приемлют широкие круги населения.
Правительство Германии пытается оправдываться, ссылаясь на деликатность своей дипломатии. Так, в начале года координатор правительства Эрлер, принятый по этому поводу в Кремле, заявил, что оказание влияния без лишней шумихи уже приносит успехи. Но с той поры разговоры о чеченском диалоге снова прекратились, так что создается впечатление, будто речь идет всего лишь об алиби, которое должно успокоить немецкую совесть.