Уфа, 12 апреля 2005 года. Ожидается, что сегодня перед Белым домом в Москве, где заседает российское правительство, соберутся до 10000 студентов. Эта новая волна беспорядков бросает вызов имиджу Владимира Путина как сильного человека, который обеспечивает стабильность России.
Прокатившиеся по всей России массовые демонстрации протеста оказались заразными. В четверг 10000 человек собрались в Волгограде, чтобы протестовать против попыток администрации Путина реформировать систему социальных льгот путем замены государственных субсидий на товары и услуги денежными выплатами.
На субботу в Уфе, столице Республики Башкортостан, планируется 20-тысячный митинг протеста. Оппозиция требует отставки Муртазы Рахимова, президента этой богатой нефтью республики, который, как утверждает оппозиция, правит ею как своей вотчиной на протяжении 16 лет.
Один из демонстрантов, Роберт Загреев, шея которого обернута оранжевым шарфом, показал несколько оранжевых палаток и десятки плакатов, которые, как он надеется, 1 мая положат начало палаточному городку демонстрантов напротив дома правительства в Уфе.
"Мы рассчитываем вывести на улицы 20000 демонстрантов и полагаем, что около 2000 человек займут палаточный городок, работая посменно, - сказал он. - Люди прибудут со всех уголков нашей республики. Президент сфальсифицировал результаты выборов (в 2003 году), а поэтому другого пути нет".
Энтузиазм г-на Загреева, который возглавляет местную оппозиционную неправительственную организацию, компенсирует нехватку у него оригинальности. Палатки, призыв к протестам и даже оранжевый цвет - все это украдено у избирательного кризиса на Украине, где пророссийское правительство в прошлом году породило массовые протесты, когда попыталось сфальсифицировать результаты президентских выборов.
Но Башкортостан - это не Грузия, Украина или Киргизстан, где за последние 17 месяцев массовые протесты позволили свергнуть три коррумпированных постсоветских режима. Это часть России, страны, которая, как казалось, попыталась избежать "нестабильности" протестов и перемен периода 1990-х годов, когда в марте прошлого года снова избрала своим президентом г-на Путина.
"Пример Украины показал, что любой человек может выйти на улицу и защищать свои права", - сказал Станислав Яковлев, член российского отделения молодежного движения "Пора", которое разожгло так называемую Оранжевую революцию в Киеве. Он сказал, что администрация Путина становится все более "диктаторской", "беззаконной" и "коррумпированной", и что его движение готовится к тому, чтобы в ходе выборов 2007 года сократить господство Кремля в парламенте.
"Парламент сегодня является аппаратом, который готов принять любой закон; он не представляет своих избирателей, а только боссов. Мы поддержим силы, которые хотят принести России демократию".
В четверг 220 демонстрантов из Уфы прибыли в Москву с письмом к президенту Путину, которое подписали 50000 человек. Они также протестовали против жестоких бесчинств милиции в городе Благовещенск. Милиция арестовывала и избивала местных жителей на протяжении 3 суток в ходе "операции" по пресечению якобы имевших место уличных беспорядков, результатом которой стало задержание 342 человек. По меньшей мере, 10 человек пострадали; восьмерым милиционерам предъявлены обвинения.
Одиннадцатого декабря, на второй день милицейской "операции", примерно в 23 часа двадцатичетырехлетний Алексей Расческов курил, сидя около дороги рядом со своим домом, когда к нему подошел человек в маске и в камуфляже. "Он не спросил мои документы, а просто ударил меня в живот прикладом своего автомата", - сказал г-н Расческов. Он сообщил, что увидел на груди этого человека милицейскую бляху, но после потерял сознание. Он очнулся в реанимационной палате, потеряв 2,5 л крови.
"Вину за это нужно возложить на Рахимова, - сказал г-н Расческов, один из членов группы, которая отправилась в Москву. - Но Путин не хочет даже говорить об этом. Нам приходится выходить на улицы". Он сказал, что, если милиция попытается разогнать запланированные демонстрации протеста в Уфе, народ имеет право на защиту. "Если произойдет повторение Благовещенска, то начнется кровавая война".
Ростислав Мурзагулов, пресс-секретарь г-на Рахимова, сказал, что этот инцидент стал "уроком для милиции", и утверждал, что министры г-на Рахимова в течение 10 дней скрывали от него масштабы злоупотреблений. Многие милиционеры Башкортостана служили также в Чечне, и г-н Мурзагулов признал, что некоторые милиционеры, вполне возможно, привезли обратно эту негуманную практику из разоренной войной республики.
Но он утверждал, что оппозиция платит демонстрантам, которые нередко смешиваются с настоящими демонстрантами против непопулярных реформ социальных льгот. "У них достаточно денег для того, чтобы протесты продолжались в течение длительного времени", - сказал он. - Миф о деспотизме и авторитаризме создан группировками бизнесменов, которые хотят контролировать топливный комплекс".
Размеры России ограничат эффект любого народного протеста в Уфе. В прошлом году г-н Путин объявил, что лидеры 89 регионов будут им назначаться, а не избираться.
Лидер оппозиции Рамил Бигнов признает, что протесты могут только лишь вынудить Кремль уволить г-на Рахимова. "Я согласен с теми на Западе, кто говорит, что в России нет демократии, но я не хочу, чтобы страна распалась".
Он сказал, что оппозиция представляет большинство населения, которое устало от обманов со стороны режима Рахимова. Оппозиция готова тайно предложить г-ну Путину до пяти альтернативных кандидатур на должность лидера республики. "Только Путин имеет право решать. . . таков российский вариант демократии".