Он любит говорить о кооперации. Герхард Шредер часто подчеркивает особые отношения между немцами и россиянами, которые он стремится еще и углубить. Так же звучали слова канцлера и во время визита Владимира Путина в Гамбург четыре месяца назад, точно так же он формулирует их и на Ганноверской ярмарке. Естественно, во время такого события менеджеры всегда подписывают новые контракты. На этот раз их было 8.
В частности, Siemens подписал с Российскими железными дорогами договор о разработке 60 высокоскоростных поездов, хотя похожее соглашение Siemens подписал уже раньше. Наряду с этим более тесно сотрудничать с российским энергетическим гигантом 'Газпромом' хочет и фирма BASF. Уже сегодня дочернее предприятие BASF - Winterhall совместно с 'Газпромом' владеет предприятием 'Вингаз' (Wingas), занимающимся сбытом газа, а также совместным предприятием 'Ахимгаз' (Achimgaz). Теперь Winterhall и 'Газпром' хотят совместно начать считающийся престижным проект по разработке Южно-Русского газового месторождения в Западной Сибири и расширить сотрудничество в трубопроводном транспорте.
Особенно по вкусу канцлеру инвестиционный контракт BASF. Для Шредера энергетический сектор является сердцем стратегического партнерства с Россией. Уже длительное время он подталкивает местные электроэнергетические концерны на более активную деятельность в России, причем по многим причинам. Во-первых, это всемирный энергетический голод. С экономическим подъемом в Китае и Индии растет их потребность в нефти и газе. И, наконец, цена. Однако в борьбе за глобальные запасы энергоносителей США в некоторых регионах опережают остальных, например, в Ираке или Саудовской Аравии. Поэтому по логике Шредера Германии нужны другие источники, именно в России. Уже сегодня оттуда поступает природный газ, покрывающий 40% потребности Германии, а каждый третий импортированный баррель нефти ввозится из стран СНГ. Таким образом, русские заняли место важнейшего поставщика нефти в Германию, из стран ОПЕК ввозится только одна пятая часть импорта.
Правда, не все считают, что если Кремль ввозит больше нефти и газа, то это хорошо. Специалисты по России ссылаются на то, что некоторые политики в империи Путина все еще мечтают о великой державе-гегемоне. Кроме того, вызывает беспокойство и положение в Чечне. Если же в будущем зависимость Германии от энергетических поставок из России еще больше усилится, то это может превратиться в инструмент политического воздействия, - считают эти эксперты. В окружении канцлера, конечно же, эту опасность учитывают, но видят и выход. Например, за счет вступления немецких компаний в долю к российским концернам. Аргументы таковы: даже если политические отношения охладятся, Кремлю придется действовать осторожно, чтобы не рассердить иностранных совладельцем близких к государству концернов.
Красивая стратегия, но оправдает ли она себя? В связи с разгромом нефтяного концерна 'Юкос' авторитет Путина значительно упал. Теперь его правительство старается сгладить впечатление, и доверие иностранцев к российскому рынку акций постепенно возвращается. На практике для немецких концернов будет сложно работать на российском рынке, потому что в российском правительстве между модернизаторами и консерваторами нет единогласия. Последние боятся распродажи страны. Совсем недавно было отказано в продаже крупных лицензий на добычу сырья. Вступление Siemens в долю крупнейшего предприятия по производству турбин, 'Силовые машины', тоже наталкивается на сопротивление. Так что Шредеру придется еще не раз произносить слова о кооперации.