До этого момента еще три года, но 'проблема 2008 года', вопрос, кто или что будет после Путина, будоражит умы в России уже сейчас. Сам Путин много раз говорил, что не стремится изменять конституцию, которая запрещает ему баллотироваться в третий раз на высший государственный пост в стране. Но что думают политические соратники Путина? Руководитель президентской администрации, главный помощник президента и член 'петербургской команды' Путина, а также председатель Наблюдательного совета государственного газового концерна-монополиста 'Газпром', юрист по образованию Дмитрий Медведев, на днях раскрыл карты. Хотя бы частично.
В интервью журналу 'Эксперт' Медведев сказал, что следует опасаться, что Российская Федерация распадется и исчезнет с карты, если не удастся консолидировать элиту. С одной стороны, считает Медведев, в России есть возможность основать традицию передачи власти законным путем и на основе реально существующей демократии. Но одновременно в будущем может возникнуть риск: дестабилизация общества в результате террористических актов, ошибок в экономической политике и в результате общей борьбы между элитами за перераспределение собственности.
Остальная часть длинного интервью, в котором Медведев, обычно редко выступающий публично, высказал свое мнение по вопросам взаимоотношения экономики и государства, - эта остальная часть показалась лишь довеском к главной идее. Поскольку тот факт, что такие 'патриоты', как Медведев, хотят оставить определенные стратегические отрасли за русским капиталом, уже давно известен. Точно так же, как известно, что в России раздаются голоса людей, чудовищно заблуждающиеся относительно ситуации и потребностей страны, заявляющих, что в стране происходит 'экспансия западного капитала'.
И, наконец, сам Путин, еще до выступления Медведева, стал инициатором сокращения срока давности для пересмотра итогов приватизации 'диких 90-х годов' с 10 до 3 лет, чтобы придать больше уверенности крупным предпринимателям (олигархам) после шока, вызванного делом 'Юкоса' и стимулировать приток инвестиций. Но большому бизнесу это кажется недостаточным. При ближайшем рассмотрении уступка Путина не кажется такой щедрой, потому что больший срок давности за многие сделки по приватизации 90-х скоро истечет.
Недовольство и критика Кремля и правительства не уменьшились еще и потому, что покорное оружие политики, каковым являются налоговые органы, все еще не сложено. Некоторые, как например, глава холдинга 'Интеррос' Владимир Потанин, контролирующий через этот холдинг один из крупнейших сырьевых концернов России, 'Норильский никель', высказывают жесткую критику. Потанин потребовал, чтобы государство не вмешивалось в экономику. Ведь кроме участия государства в капитале компаний или государственного контроля есть еще и другие механизмы для оказания влияния на предпринимательскую политику в важных для России отраслях.
В то же время Медведев бросил пробный шар, который заслуживает особого внимания. Он высказал идею создания на основе партии Кремля, 'Единая Россия', партии власти, основанной только для того, чтобы посадить в седло Путина, и представляющей самую широкую палитру различных политических течений, 'настоящей' правоцентристской партии как опоры демократии. Видимо, это была попытка оказать противодействие пробным заходам правых партий.
Эти партии, непопулярные в народе и разрозненные, каждый раз пытаются перед выборами своевременно сплотиться и объединиться в единую партию, так как они уже исторически относятся к лагерям элиты, потерявшим значительную часть своего влияния с приходом к власти Путина, хотя все еще и располагают огромной экономической мощью. С другой стороны, развал кремлевской партии в настоящий момент нанесет большой вред власти Путина, если вообще не подорвет ее, потому что в таком случае президент лишится возможности через эту партию управлять Думой. Тот факт, что этот вопрос был вообще поднят, объясняется тем, что люди Путина лихорадочно ищут пути выживания в будущем.
Комментаторы плохо восприняли идеи Медведева. 'Новая газета' написала: призрак бродит по Кремлю, 'призрак 2008 года'. Его пытаются укротить, раздувая опасность распада Российской Федерации, чтобы заставить элиты и всю нацию оставаться под гнетом Путина. Высказываются мысли и о том, о чем в прошлом году много говорили политологи, - о преобразовании российской президентской республики в парламентскую, чтобы дать возможность Путину, оставаясь сильной фигурой, но уже в должности премьер-министра, управлять страной и в будущем, обеспечить своему лагерю возможность и впредь оставаться у власти, на теплых местечках. Газета 'Ведомости' написала, что угрозы распада Российской Федерации не существует. Но Россия нуждается в органичном развитии по пути укрепления единства, иными словами, в реформах.
Однако реформы, которые были бы нужны, в первый года второго срока президентства Путина отошли на задний план, уступив место усилиям по укреплению президентской власти. Критические голоса по этому поводу слышны со всех сторон. Напротив, главная идея Медведева подразумевала, что те, кто не хочет подчиниться и оставить новым 'государственным олигархам' из стана Путина того, что они захватили, будут считаться угрозой для единства России и угрозой для законной передачи власти на основе демократических правил. Медведев является одним из самых влиятельных людей России, поэтому его высказывания привлекают особое внимание. Они подтверждают те прогнозы, которые сделала политолог Лилия Шевцова еще месяцы назад. А именно, что лагерь Путина думает, прежде всего, о том, как сохранить и после 2008 г. добычу, влияние и собственность. И если предметом обсуждения стала демократическая передача власти, то можно предположить, что драка будет большая.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Дело идет к третьему сроку? ("Time", США)