О чем думают младенцы? - задаются вопросом ученые. Хороший вопрос. О чем они могут думать, когда их вырвали из утробы матери? Мне кажется, они не начинают сразу философствовать. Мы надеемся, что они заняты своим лепетом и перевариванием пищи. Предполагается, что у них уже появляются ассоциации, связанные с чувствами, они различают цвета и запоминают все эти варварски звучащие слоги. Мы молимся о том, чтобы в эти первые месяцы своей жизни, в тепле колыбельки им снились благостные сны.
Наблюдая за похоронами Иоанна Павла Второго, мы все задавались вопросом, кто-то иронично, а кто-то всерьез, о чем же могут думать главы государств и правительств, стоявшие на площади Святого Петра. Конечно же, о папе, о блеске римской католической церкви, о том, как стоять прямо, еще о промашках, которые нельзя допускать, о том, чтобы выстоять, наконец! В большинстве своем неверующие или адепты других религий, они не могли не знать, что классическое богослужение идет долго, а специальная месса для выдающегося папы - это еще 'хуже' . . .
Три часа? Три часа! Президент Франции должно быть вспоминал о своей первой встрече с Иоанном Павлом Вторым, 13 декабря 1982 года, на утренней службе в его личной часовне. Папа тогда сразу увидел, что Жаку Шираку трудно сосредоточиться на мессе, он не перестает стрелять глазами по сторонам. Итак, три часа! Церемония еще не началась, а генеральный секретарь ООН Кофи Аннан уже тихонечко вытирает лоб девственно чистым белым платком.
Так им и надо! Они сами пожелали приехать. И приехали. Сейчас на помощь пришло солнце. Служба под открытым небом намного интересней и полезней. Ее практически можно приравнять к занятиям спортом. Даже принц Чарльз держится молодцом, хотя из-за этих похорон на 24 часа была отложена его свадьба с Камиллой Паркер-Боулз. В мыслях он витает где-то далеко, и тут же попадает впросак, пожав руку своему соседу, ужасному Роберту Мугабе, зимбабвийскому диктатору, объявленному в странах ЕС персоной нон грата, но приглашенному сюда Ватиканом. Это первый ляпсус на этой церемонии.
Ведь есть рукопожатия, которых лучше избежать, и те, на которые стоит ответить. Семьям Буша и Ширака, которых поместили рядом, трудно установить контакт. Французский президент протягивает свою руку в пустоту. Целых два раза. Джордж Буш-младший смотрит в другую сторону. Это становится почти неприличным, и тогда он наконец сжимает протянутую руку.
Президент Израиля Моше Кацав с первого раза пожимает руку президенту Сирии Башару Асаду и повторяет сей храбрый шаг с президентом Ирана Мохаммедом Хатами. Это главы двух самых враждебных Израилю государств. В их администрациях уже ломают себе голову. Были ли эти рукопожатия запланированными? Случайными? Вынужденными? Следует ли отнести их на счет 'синдрома лифта', странной патологии, которая заставляет людей, ею страдающих, совершать целые каскады промахов, потому что они не могут найти выхода из ситуации. Если объяснять проще - вас зажали в замкнутом пространстве, и чтобы избежать стеснения или давящего молчания, вы совершаете одну глупость за другой. Вот где важен дипломатический язык, вежливые речи, служащие для заполнения пауз. 'Как вы поживаете?' 'Спасибо, хорошо. Рад Вас видеть снова.' 'Вы здесь надолго?'
Зато вы избежите худшего: ледяного молчания (знак скопившейся внутри агрессии), урчания в животе (знак некоторого смущения), ляпсусов (знак зарождающегося вероломства). Самое страшное уже позади. Служба началась. Если вы не являетесь специалистом по католическим обрядам или ярым поклонником латыни, вы предоставлены сами себе. Можно наконец свободно отдаться цепляющимся друг за друга мечтам.
Три часа! Вам раздали маленькие книжечки, чтобы вы могли следить за ходом церемонии. Вы притворяетесь, что внимательно смотрите, ваш взгляд срывается и начинает блуждать. Поднимается легкий ветерок и черная мантилья вашей соседки начинает трепыхаться. Вдалеке полет сороки притягивает ваш взгляд. Вот вы и удалились потихоньку.
Это что-то вроде 'синдрома глажки', которому подвержен каждый, кто долго отглаживает белье. Повторяющиеся, четкие и отлаженные взмахи утюгом над доской могут унести вас далеко-далеко. Совсем далеко. В чудесную страну Эроса. В дикие, но манящие края. Долой границы, да здравствует восхитительное сочетание слов, жестов, чувств!
О чем же мечтают главы государств? Конечно же, о любви! Хотя : Билл Клинтон, наверное, жалеет о том, что заявил как-то Иоанну Павлу Второму:'Я не хотел бы иметь на выборах такого противника, как вы.' Канцлер Германии счастлив - он избежал встречи с тандемом Тони Блэр - Джордж Буш и их шуточек на совершенно непонятном английском. Жак Ширак думает о том, действительно ли Буш не видел его, когда он протягивал ему руку, или же забавлялся втихую этой нечаянной пантомимой... Но как раз в этот момент Буш наклоняется к нему, широко улыбаясь.
В конце концов, им хорошо здесь, на площади Святого Петра. Весь мир смотрит на них. Камеры работают непрерывно! И это главное. Они проводят время очень мило, официально, как и положено высочайшим особам. Аминь!