Как раз когда в Кремле стараются наладить отношения с бизнесом, российские чиновники наносят мощный удар по этим отношениям в виде требования к нефтяной компании 'TNK-BP' заплатить дополнительные налоги в сумме один миллиард долларов (530 миллионов фунтов).
Плохо, если это решение исходило сверху и было одобрено лично президентом Путиным или кем-нибудь из его ближайшего окружения. Однако почти наверняка это не так. Налоговые органы, кажется, действуют по собственной инициативе. Они игнорируют недавние попытки президента уверить деловое сообщество в том, что ситуация наподобие той, которая возникла вокруг нефтяного концерна 'Юкос', больше не повторится.
Это тревожное свидетельство того, что президент уже не в полной мере контролирует многоголовое чудовище, именуемое российским чиновничьим аппаратом. Разделавшись с богатейшей компанией 'Юкос', этот монстр требует новую жертву. Еще не поздно попытаться уладить этот вопрос. Президент Путин мог бы распорядиться провести переговоры с 'TNK-BP'. Но это будет совсем не просто, так как чиновники способны только следовать модели, установленной президентом и его помощниками в отношении 'Юкоса'.
Владимир Путин добился восстановления государственной власти после бурных лет правления своего предшественника Бориса Ельцина. Он наделил государственных чиновников правом ограничивать деятельность других источников власти, прежде всего средств массовой информации, региональных руководителей и крупного бизнеса. Дело 'Юкоса' и его главы Михаила Ходорковского было центральным моментом в этом процессе.
Экономисты либерального толка надеялись, что президент использует восстановленную власть для продвижения реформ. Однако государственники, т.е. те, кто стремится к укреплению государства ради самого государства, взяли инициативу в свои руки и действуют исходя из своих убеждений или корыстных целей, или и того и другого вместе. Многие государственные чиновники, как и сам президент, являются бывшими сотрудниками КГБ, и кремлевская администрация сегодня создает атмосферу страха, которая душит частную инициативу.
Возможности для маневра у Владимира Путина ограничены. В случае с 'Юкосом' он одобрил произвольное применение закона, выбрав в качестве жертвы Ходорковского и пощадив других олигархов. Сейчас, если президент будет вмешиваться в дела против других бизнесменов, его могут обвинить в фаворитизме. Есть также опасность, что его обойдут сторонники жесткого курса, которые не прочь пожертвовать еще несколькими олигархами. 'TNK-BP' - всего лишь одна из множества компаний, которым предъявляют необоснованные требования заплатить дополнительные налоги или сделать пожертвования на общественные нужды. Большинство из них не возмущаются и платят.
Некоторые либеральные экономисты считают, что сейчас есть возможность для кардинальной смены руководства, и связывают свои надежды с бывшим премьер-министром Михаилом Касьяновым, который в этом году провел кампанию, позиционируя себя как возможного соперника Владимира Путина на выборах президента в 2008 году. Однако любому кандидату-либералу придется иметь дело с мощными антилиберальными силами, приведенными в действие Путиным.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Люси в Кремле ("The Wall Street Journal", США)
История с ЮКОСом не должна повториться ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Россия: Судить по конкретным результатам ("The Financial Times", Великобритания)
Российские опасности ("The Financial Times", Великобритания)
Пиар никогда не был сильной стороной Путина ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Этика и ВР ("The Financial Times", Великобритания)