Иностранным инвесторам все труднее и труднее вести дела в России - такое заявление сделал Роберт Дадли (Robert Dudley), исполнительный директор 'TNK-BP', российско-британской нефтяной компании, которой недавно были предъявлены налоговые претензии в размере одного миллиарда долларов США.
Руководство крупных нефтяных предприятий редко выступает с открытой критикой тех стран, в которых оно осуществляет добычу. Однако у господина Дадли есть все основания для того, чтобы быть озабоченным. Требования уплаты налогов вышли на первый план в новом законе, который запрещает компаниям, где держателями контрольного пакета акций являются иностранцы, участвовать в торгах и претендовать на стратегические нефтяные и газовые месторождения в России.
Несмотря на то, что вышеупомянутые налоговые требования носят предварительный характер и могут быть снижены, их принятие, тем не менее, рассматривается как очередной пример нестабильности делового климата и произвольного применения законодательства, что отпугивает многих иностранных инвесторов от России.
'Значение этих налоговых требований выходит далеко за переделы нашей компании. Все будут относиться к сложившейся ситуации как к проверке того, сможет ли Россия интегрироваться в мировую экономику. Я не думаю, что в интересы российского правительства входит уничтожение 'TNK-BP'', - заявил господин Дадли в интервью 'The Financial Times'.
Когда 'TNK-BP' была только создана два года назад в результате вложений 'BP' в размере 7,5 миллиарда долларов США (5,8 миллиарда евро, 4 миллиарда фунтов стерлингов) в совместное предприятие с 'TNK', эта сделка рассматривалась как прорыв, который откроет иностранному капиталу путь в России, особенно в нефтегазовый сектор ее экономики. Однако два года спустя процесс получения доступа к российским резервам идет гораздо медленнее, чем хотелось бы иностранным корпорациям и правительствам. Объем прямых иностранных инвестиций остается на низком уровне по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.
'Спустя три года после подписания соглашения об 'энергетическом диалоге' между Соединенными Штатами и Российской Федерацией, примеры удачных инвестиционных проектов или партнерств [между двумя странами] можно пересчитать по пальцам одной руки', - подчеркнул в ходе своего вчерашнего выступления посол США в России Александр Вершбоу (Alexander Vershbow).
По свидетельству экономистов, российское правительство не смогло провести новые трубопроводные магистрали для реализации излишков нефти, что в свою очередь накладывает запрет на рост нефтяной добычи в стране.
Специалисты инвестиционного банка 'Renaissance Capital', расположенного в Москве, считают, что в этом году рост нефтедобычи составит всего-навсего 4%, что значительно ниже по сравнению с прошлогодним показателем в 10%.
По словам господина Дадли, дефицит соглашений с иностранными компаниями не имеет никакого отношения к спектру существующих возможностей или спросу на полезные ископаемые, а обусловлен главным образом ухудшением делового климата в России.
'Россия автоматически становится все более неудобной страной для деятельности заинтересованных инвесторов - как российских, так и иностранных', - отметил господин Дадли, выступая на Российском экономическом форуме в Лондоне.
'Последние два года государство планомерно наращивало свое влияние на командные высоты экономики, а принадлежащие ему компании стали играть чрезвычайно важную роль в этом процессе', - добавил он.
Более того, иностранные компании стали испытывать больше трудностей с получением лицензий для работы в России. 'В то время как российская экономика отчаянно нуждается в иностранном опыте и управленческих навыках, нам становится все труднее и труднее привозить сюда наших менеджеров и управленцев'. Раскритиковав инвестиционную политику российского руководства, господин Дадли нарушил давнюю традицию, согласно которой главы крупных компаний очень редко выражают публично свое недовольство.
В том, что касается получения доступа к нефтяным месторождениям, Россия никогда не стремилась облегчить жизнь иностранным компаниям. Те счастливчики, кому удалось заключить долгосрочные контракты, столкнулись со стремительно меняющейся налоговой ставкой и нестабильным инвестиционным режимом. Некоторые компании, как, например, 'ExxonMobil', чей контракт на разработку морских месторождений рядом с Сахалином был аннулирован в 2003 г., считают, что их попросту обманули.
Министр природных ресурсов Российской Федерации Юрий Трутнев завил на прошлой неделе, что, несмотря на то, что возможность разработки малоисследованных месторождений будет по-прежнему предоставляться иностранным компаниям на тех же условиях, что и их российским конкурентам, Россия хотела бы сохранить более доступные районы для использования по собственному усмотрению.