Российский энергетический концерн 'Газпром' должен в ближайшие годы инвестировать в расширение добычи газа и в транспортировку энергоносителя, приобретающего все большее значение, миллиарды американских долларов в сумме, выраженной двузначной цифрой. Но проблема финансирования Алексею Миллеру, председателю правления предприятия, в котором доминирует государство, спать спокойно не мешает: 'У нас есть газ, нам деньги не нужны', - сказал он корреспонденту нашей газеты в интервью во время Ганноверской ярмарки. В то же время чего недостает 'Газпрому', так это прямого выхода на потребителей на привлекательных рынках, таких, как Западная Европа.
Миллер теперь собирается осваивать их с помощью заключенного в прошедший понедельник соглашения о сотрудничестве с дочерней компанией концерна BASF Wintershall: 'Основа нашей кооперации - не деньги, - говорит он. - Ключевое слово - обмен долями'. 'Газпром получает более удобный доступ к западноевропейской трубопроводной сети и, таким образом, - возможность поставлять газ непосредственно потребителям. В свою очередь, Wintershall получает в качестве вообще первого зарубежного предприятия прямой доступ к освоению больших месторождений природного газа в Сибири, в результате чего компания сможет добывать и продавать свой собственный газ. Миллер называет это 'стратегическим партнерством'. Чуть позднее он подчеркивает эксклюзивный характер соглашения, делая следующее замечание: 'Стратегическими партнерами в деле дальнейшего освоения наших энергетических запасов могут быть только немногие'.
Таким образом, компания Wintershall обошла крупнейший частный энергетический концерн Европы: Eon с его дочерней компанией Ruhrgas. Компания Ruhrgas доминирует в газовом бизнесе в Германии давно, со времени начала реализации в 1970 году легендарной сделки 'трубы в обмен на газ'. Концерн BASF подключился к сделке только в 1990 году и постепенно построил свою собственную распределительную сеть, потратив 3 миллиарда евро. 'Газпром' имел в ней 35 процентов, в будущем - будет иметь 50 процентов.
Компания Wintershall предложила, таким образом, долю в немецкой газовой сети за доступ к месторождениям газа, чего хотел бы и концерн Eon. Концерн Eon, имеющий 6,5 процента акций 'Газпрома', что делает его солидным акционером, к этому, очевидно, готов не был. 'К сожалению, Eon-Ruhrgas не предложили нам никаких активов, которые в настоящее время могли бы быть для нас интересными', - резюмирует Миллер.
Предстоят дальнейшие переговоры. Но глава концерна BASF Хамбрехт (Hambrecht) уже дал ясно понять, что концерн Eon при финансировании освоения громадного Южно-Русского месторождения будет, в любом случае, в роли младшего партнера. Стоимость освоения газовых полей Миллер оценивает в размере 1 миллиарда долларов США.
В два раза дороже может оказаться трубопровод, который 'Газпром' и BASF собираются строить от Санкт-Петербурга до немецкого побережья по дну Балтийского моря. Миллер, хитро улыбаясь, добавляет, что это стоимость одной ветки: 'Сколько будет веток, об этом мы еще не говорили'. План строительства трубопровода вызывает определенное беспокойство в транзитных странах, в Белоруссии, на Украине и в Польше, где до сих пор неплохо зарабатывали на транспортировке российского газа в направлении Западной Европы. Миллер об этом знает. Но транспортные мощности в связи с растущим спросом необходимо, по его словам, увеличивать. Глава 'Газпрома', часто проявлявший недовольство незаконным забором газа, не забыл также сослаться и на то, что проект строительства трубопровода через Балтийское море 'снижает транспортные риски'.
Миллер сегодня подстегивает темпы реализации проекта, по поводу чего Eon и 'Газпром' подписали еще в июле прошлого года в Москве в присутствии президента Владимира Путина и канцлера Германии Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) заявление о намерениях: 'Начать строительство необходимо до конца года, если исходить из того, что первый газ должен пойти в Германию по трубопроводу в 2010 году'. Впрочем, сначала контрактом должны быть в целом установлены объемы, переговоры по этому поводу идут. Миллер не хочет говорить о деталях, в том числе и о том, что BASF, крупнейший промышленный потребитель газа в Германии, будет потреблять его в будущем больше, чем до сих пор. По договору 'Газпром' получает 51 процент в капитале Wintershall и 49 процентов в проекте, связанном с газопроводом. Миллер подчеркивает открытость проекта для других партнеров. Впрочем, уже определено, что газопровод будет подключен к сети совместной дочерней компании Wingas. Это удлиняет цепочку реализации и ставит 'Газпром' в более выгодную позицию по отношению к другим потребителям, которые получают газ на границе, а затем продают его по своему усмотрению. Миллер уже говорит об 'оптимизации транспортных услуг в Германии'. Конкретно он упоминает концерн Eon и компанию Verbundnetz Gas AG из Лейпцига. Они были бы должны минимизировать свои транспортные издержки.
Миллер хочет углублять сотрудничество с концерном BASF также за пределами Германии. Есть намерение поставлять совместно газ на британский рынок, где намечающееся сокращение собственной добычи на Северном море уже привело к разработке конкретного плана строительства большого терминала для сжиженного газа, который должен будет поставляться с месторождений в арабских странах. Насколько серьезно думают об освоении рынка острова российские и немецкие партнеры, свидетельствует строительство большого газохранилища. В списке потребителей и скандинавы. Wintershall и 'Газпром' выходят совместно или собираются выходить также на рынки за пределами Европы. Миллер упоминает Ливию, Катар, а также Аргентину - страны, где Wintershall уже не один год ведет добычу нефти и газа.
Сотрудничая, 'Газпром' получает возможность большого влияния на свой самый важный, если и не самый большой рынок сбыта. В прошлом году предприятие перекачало в Западную Европу 140 миллиардов кубических метров газа, на 8 миллиардов больше, чем в предыдущем году. Таким образом, добрая четверть всего годового объема добычи, составившего 545 (в предыдущем году - 540) миллиардов кубических метров, ушла в Западную Европу, 42 миллиарда кубических метров было поставлено в Германию. Тем самым, 'Газпром' покрывает 37 процентов потребностей Германии в газе. Страхи относительно большой зависимости от российских поставок Миллер пытается развеивать, ссылаясь на то, что поставки осуществляются уже 30 лет, что, мол, этим отношениям не повредил даже распад Советского Союза. 'Сколько газа Европе нужно, столько 'Газпром' и поставит'.
В 2004 году европейцы заплатили 19 миллиардов евро: 'Это был лучший результат за все время поставок в Западную Европу', - говорит Миллер. Кстати, на отечественном рынке в России, куда уходит половина добываемого газа, концерн 'все еще не добился приемлемой рентабельности'. "Черный нуль" остается для нас недостижимым ввиду больших отчислений и налогов. Концерн за прошедший год получит, в том числе и в связи с возросшей ценой на энергоносители, новую рекордную чистую прибыль. Она будет примерно на 20 процентов больше - не консолидированного - рекордного результата предыдущего года на уровне 4,8 миллиарда евро.
Миллер подтвердил, что до конца июня должно быть завершено слияние с государственным нефтяным концерном 'Роснефть'. Государство получит взамен 10,7 процентов акций 'Газпрома', в результате чего его доля превысит 50 процентов. Компания 'Роснефть' приобрела большую часть разрушенного нефтяного концерна ЮКОС. Однако его 'сердцевина', компания 'Юганскнефтегаз', туда не войдет.
Уклончиво Миллер отвечает на вопрос о продлении своего контракта с концерном, заканчивающегося в мае 2006 года. Это, по его словам, дело политического руководства. Но все же рисует картину, согласно которой 'Газпром' 'через четыре-пять лет мог бы стать крупнейшим в мире энергетическим концерном как в области добычи газа и нефти, так и в производстве электроэнергии'.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
У Алексея Миллера есть свое видение 'Газпрома' ("The Financial Times", Великобритания)
Алексей Миллер: путинист из 'Газпрома' ("Financial Times Deutschland", Германия)