Потрясающий Киргизию политический кризис - это еще один тревожный признак напряженности, которая грозит этому региону Средней Азии. Никто не забыл митинги в Таджикистане в начале 90-х годов, которые переросли в гражданскую войну, унесшую жизни 150 000 человек. Опасность заражения всего региона (1) поднялась еще на одну отметку после серии революций в Грузии и на Украине. При этой опасности дестабилизации есть отчего беспокоиться соседним странам. И в самом деле, этот огромный регион, расположенный между Китаем, Россией и Ираном, располагает крупными запасами нефти и газа. И доступ к этим ресурсам стал целью для России, стран, которые и сами являются нефтедобывающими, и, прежде всего, для крупных потребителей, таких как Китай и Индия. Даже Киргизстан, маленькая транзитная страна, имеет стратегическое значение для Пекина, который надеется получить возможность проложить там пути для транспортировки углеводородов из других среднеазиатских стран. И в самом деле, эти нефтедобывающие страны расположены главным образом западнее Китая и Индии, в регионе Каспийского моря. Казахстан, самая крупная и самая богатая из среднеазиатских республик, вероятно, сможет стать одной из основных нефтедобывающих стран в мире, благодаря своему месторождению Кашаган на шельфе Каспийского моря. Соседний с ним Туркменистан уже сейчас является основным поставщиком газа на Украину, обеспечивая 45% потребляемого ею газа.
И, наконец, Узбекистан, который ежегодно добывает 55 миллиардов кубических метров газа, два года назад начал экспортировать его в Россию. Значит, Россия в первую очередь заинтересована в продолжении развития Средней Азии. Газпром, лидер мировой добычи газа, уже сейчас является крупным импортером газа из Средней Азии. Российская нефтяная компания Лукойл, в свою очередь, подписала соглашение с Узбекистаном по разработке крупного газового месторождения на шельфе Каспийского моря. Эти прогрессивные перемены в различных странах СНГ (бывший СССР без прибалтийских республик) вскоре отразятся на системе тарификации газа. Туркменистан дошел до того, что в конце прошлого года пригрозил прекратить поставки газа в Россию и на Украину, если Газпром не согласится на повышение тарифов. Европа и США не остаются равнодушными. Десять лет назад Европейская Комиссия приступила к осуществлению программы, цель которой - помочь Азербайджану, Казахстану и Туркменистану в управлении транспортировкой нефти и природного газа в Европу. Но все же манна в виде полезных ископаемых не является панацеей от нищеты, которая терзает эти страны. Для того чтобы продолжить экономический рост (2), Средней Азии необходимо разнообразить свою экономику, в частности, отдавая предпочтение взаимообмену. Такова была цель программы Трасека (Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия), принятой к осуществлению Европейской Комиссией лет двенадцать тому назад. Однако следует констатировать, что результаты были незначительны. Отчасти из-за эгоизма некоторых руководителей этих стран, таких как президент Узбекистана Ислам Каримов и его туркменский коллега Сапамурат Ниязов, которые с момента распада СССР находятся в прохладных отношениях. Но главным образом потому, что некоторые из этих стран проводят протекционистскую политику. Даже маленький Киргизстан, считающийся по данным МВФ самой открытой для свободного обмена страной из всех среднеазиатских республик, встречает немалые трудности при осуществлении обменов из-за возводимых его соседями препятствий.
(1) Средняя Азия включает в себя пять стран-членов СНГ (Содружество Независимых Государств): Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан и Туркменистан. (2) Уровень роста этих стран с 2001 по 2004 год в среднем составлял от 3% до 16%.