Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Взгляд постороннего: Неудачи Америки в Ираке

Наше военное положение таково, что некоторые элементы наших сил испытывают максимально допустимую для них нагрузку

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нам необходимо очень четко решить, какую стратегию проводить в жизнь в будущем, прежде чем мы определимся в вопросе, грозит ли нам "чрезмерное растягивание" в любой конкретной области наших вооруженных сил.

Энтони Кордсман имеет кафедру Арлея Бурка (Arleigh A. Burke) по стратегии в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies).

Вашингтон, федеральный округ Колумбия, 13 апреля 2005 года (UPI). Соединенные Штаты встречаются с крупными вызовами в войне в Ираке, в распределении федеральных ресурсов на нужды обороны, в решении проблем трансформации вооруженных сил и в перестройке своего подхода к союзам и коалициям.

Все эти вызовы так или иначе касаются того, что аналитики проблем обороны характеризуют термином "overstretch" (чрезмерное растягивание или перенапряжение сил, англ.), и хотя очень сложно и трудно увязать воедино все относящиеся сюда вопросы, все они требуют немедленного внимания:

- -Вызов первый - это то, в какой мере проблемы стратегии и планирования обусловили нынешние нагрузки на наши вооруженные силы. Важно помнить, что крупные неудачи в планировании и в политике могут очень серьезно перенапрячь практически любые вооруженные силы.

- Вызов второй - необходимость определить уровень нагрузки на национальную экономику и федеральные расходы: мы должны оценить расходы на оборону в контексте и определить, какой уровень национальных усилий допустим и оправдан.

- Вызов третий - необходимость удовлетворить потребности активных и резервных компонентов наших вооруженных сил. Мы не только сталкиваемся с серьезными проблемами в вербовке людей для службы в вооруженных силах и в сохранении кадров на службе, мы нарушили неписаный "социальный контракт", который делает возможным создание вооруженных сил на чисто добровольной основе.

- Вызов четвертый - определение масштабов нехватки сил или наличия у нас ненужных сил.

- Вызов пятый - установление, какого рода трансформация вооруженных сил позволительна по средствам и необходима, а также определение масштабов влияния этой трансформации на другие аспекты растяжения вооруженных сил.

- Вызов шестой - разбирательство с наследием трансформации времен "холодной войны" и прошлых попыток трансформировать вооруженные силы, которые фундаментально непозволительны по средствам.

- Вызов седьмой - создание эффективной иракской армии и иракских возможностей по действенному управлению страной. Нужно выяснить, в какой мере мы способны, и что нам мешает создать эффективные союзные возможности для асимметричной войны, контрпартизанских и контртеррористических операций.

- Вызов восьмой - создание эффективных межведомственных возможностей для осуществления миссий в интересах национальной безопасности.

- Вызов девятый - решение проблем, связанных с союзами, международным сотрудничеством и взаимозаменяемостью.

Нам нужно проявлять осторожность, когда мы говорим о том, что происходит в Ираке в плане положения наших вооруженных сил и того, что является или не является "чрезмерным растягиванием" сил. Мы не должны путать нагрузку, которую создали нашим вооруженным силам наши стратегические ошибки в Ираке, с растягиванием сил в плане нужных размеров и природы наших вооруженных сил.

Наше военное положение таково, что некоторые элементы наших сил испытывают максимально допустимую для них нагрузку. Однако часть сегодняшних проблем является следствием крупных просчетов в планировании войны и в нашем первоначальном подходе к операциям по обеспечению стабильности и к ведению боевых действий. Другие являются результатом того факта, что есть много аспектов нашего военного положения, которые требуют трансформации.

Давайте начнем с ошибок, которые мы допустили в планировании и ведении войны. Мы показали, что можем вести войну, которую мы планировали, а именно обычную региональную войну, с примечательной эффективностью, при малых затратах и очень быстро. Проблема была в том, что мы предпочли стратегию, цели которой были нереальными и недостижимыми, в то же время мы планировали только такую войну, какую хотели вести, но не готовились к войне, которая почти наверняка должна была разразиться после.

Тот факт, что мы не сумели эффективно спланировать операции по поддержанию стабильности и по строительству нации, является серьезным стратегическим просчетом, и хотя это не является растягиванием сил в обычном понимании этого термина, это создало значительную часть той перегрузки, которую сегодня испытывают наши вооруженные силы:

- Военные операции сосредоточивались почти исключительно на разгроме главных сил иракской армии, а не на закреплении территории, оказавшейся в тылу продвигающихся американских частей, предотвращении грабежей и растаскивания систем оружия или даже эффективной защите тыловых районов и систем тылового снабжения и обеспечения армии США.

- Благодаря возглавляемому Государственным департаментом процессу межведомственных оценок нам удалось диагностировать многие из проблем, которые, как можно было рассчитывать, появятся в Ираке, однако мы не сумели создать оперативные возможности для решения этих проблем на месте. Под давлением неоконсервативных идеологов в Министерстве обороны США мы позволили межведомственному процессу развалиться и практически исключили его из фактического осуществления операций по поддержанию стабильности и по строительству нации в Ираке. В то же время как американские военные, так и Министерство обороны США предпочли сфокусировать свое внимание почти исключительно на действиях, которые имели целью разгром обычных вооруженных сил Ирака, и планировали мгновенное освобождение страны, а не сколько-нибудь значимые операции по поддержанию стабильности и по строительству нации.

- Мы первоначально планировали короткий период оккупации, полагая, что сумеем начать крупные сокращения численности своих войск уже через 3 месяца после падения режима Саддама Хусейна (Saddam Hussein); мы не имели серьезного плана оказания экономической и военной помощи и мы игнорировали необходимость помогать иракцам справиться с отсутствием у них политического опыта и действенной системы государственного руководства. Как результат, практически все пришлось импровизировать на ходу после свержения Саддама и после того, как стало очевидно, что наш первоначальный подход, иллюстрацией к которому являются очень малочисленный штат сотрудников и незначительные ресурсы Управления по восстановлению и гуманитарной помощи (Office of Reconstruction and Humanitarian Assistance), оказался неработоспособным.

- Наши просчеты в отношении поддержки со стороны Организации Объединенных Наций (ООН), Организации Североатлантического договора (НАТО) и коалиций, а также в отношении транзита через Турцию все оставили свой отпечаток в плане нашей неспособности обеспечить такие силы, которые были нужны, чтобы предотвратить грабежи, подавить потенциальных повстанцев и обеспечить безопасность повсюду в стране.

- Наша неспособность должным образом осуществить дебаасификацию (de-Baathification) и до середины июля 2004 года сфокусироваться на создании действенной иракской армии, полиции и сил безопасности привела к неизбежной чрезмерной нагрузке на войска США.

- То же самое относится и к нашей неспособности честно оценить природу и размеры иракского повстанческого движения в момент, когда оно нарастало и становилось все более опасным.

- Мы игнорировали предостережения членов межведомственного органа перед войной. Мы не предусмотрели отправку в Ирак и даже не имели в наличии ничего похожего на гражданские элементы в других ведомствах, которые были нам нужны, а значительная часть тех возможностей, которыми мы располагали, не была готова к тому, чтобы подвергаться риску на полях сражений.

- Мы наняли на короткие сроки команды гражданских специалистов, многие из которых были выбраны по идеологическим и политическим основаниям и не имели опыта работы в регионе, чтобы компенсировать нехватку обученного и опытного персонала. Эти военные и гражданские команды так часто перебрасывались с места на место, что не успевали приобретать опыт, завязывать личные отношения с иракцами и с другими специалистами, которые были им необходимы, а также не имели времени эффективно использовать специалистов.

- Мы усугубили наши проблемы тем, что после свержения Саддама и первоначальной оккупации нами страны импровизировали массовую программу помощи Ираку, которая стремилась трансформировать иракскую экономику на американских условиях, используя внешних американских и иных подрядчиков и полагаясь на частные охранные агентства. Результатом этого стала безнадежно запутанная операция по оказанию помощи, которую мы не могли планировать и которой были не в состоянии управлять. Нам не удалось практически заменить пули долларами. Операцию приходилось неоднократно перестраивать и перепрограммировать по причине свойственной ей непрактичности.

- Мы пытались импровизировать подход к ключевым элементам операции по поддержанию стабильности, нанимая для этого подрядчиков, однако вскоре стало ясно, что у нас нет таланта, необходимого для руководства программами, а у подрядчиков нет компетентности в ключевых вопросах. И тогда мы попытались заставить подрядчиков брать для своей защиты наемников.

Нам необходимо очень четко решить, какую стратегию проводить в жизнь в будущем, прежде чем мы определимся в вопросе, грозит ли нам "чрезмерное растягивание" в любой конкретной области наших вооруженных сил.