В канун 60-летия победы над фашизмом как никогда уместно вернуться в прошлое за исторической правдой. Это важно, чтобы, с одной стороны, не допустить героизации фашистов и оправдать их пособников, а с другой, на примере антигитлеровской коалиции способствовать объединению всех стран и народов перед лицом новых угроз, теперь уже XXI века.
Безусловно, нет более авторитетных и вызывающих доверие свидетельств исторических событий, чем от его участников, особенно когда речь идет о премьер-министре Великобритании У.Черчилле. Этот выдающийся, прославленный политик был одним из наиболее решительных борцов с фашизмом, но одновременно он известен и как последовательный противник коммунизма. Таким образом, в объективности суждений ему не откажешь.
Черчилль оставил шесть томов мемуаров, которые и легли в основу этой статьи. Я позволил себе сделать лишь небольшие комментарии к цитатам из этих книг. Итак, что же утверждает Черчилль?
О возможности предотвратить войну и о мюнхенской сделке
'В сентябре 1938 года СССР предлагал начать переговоры о средствах и путях оказания помощи Чехословакии'. 'Советские предложения фактически игнорировались. . . События шли своим чередом так, как будто Советской России не существовало. Впоследствии мы дорого поплатились за это'.
'Игнорировались несомненное желание Советской России присоединиться к западным державам и принять любые меры по спасению Чехословакии'.
Было проигнорировано и предложение СССР, сделанное в апреле 1939 года, 'создать единый фронт взаимопомощи между Англией, Францией и СССР. Эти три державы должны были гарантировать неприкосновенность тех государств, которым угрожала германская агрессия. . .'. 'Не может быть сомнений в том, что Англии и Франции следовало принять предложение России'. 'Гитлер не мог бы позволить себе начать войну на два фронта'.
Отвергнув союз с СССР, западные державы пошли на подписание Мюнхенского соглашения, в результате которого Германия оккупировала Чехословакию.
'Немцы были не единственными хищниками, терзавшими труп Чехословакии'. 'Польское правительство потребовало передачи ему пограничного района Тешин'. Эту 'позорную', по определению Черчилля, позицию в Польше сейчас стараются не вспоминать.
О советско-германском пакте о ненападении
'Мюнхен и многое другое убедили советское правительство, что ни Англия, ни Франция не станут сражаться, пока на них не нападут, и что даже в таком случае от них будет мало проку. . . Россия должна позаботиться о себе'.
23 августа 1939 года был подписан пакт о ненападении СССР-Германия. 'Гитлер и Сталин сознавали, что это могло быть только временной мерой'.
В соответствии с пактом о ненападении советские войска заняли восточную Польшу. Черчилль оценивает это так:
'В пользу Советов нужно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на Запад исходные позиции германских армий с тем, чтобы русские получили время и могли собрать силы. . .'. 'Если их политика и была холодно расчетливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной'.
Более того, это было и в интересах западных демократий, так как в результате 'сейчас русские граничат с Германией и последняя лишена возможности обнажить Восточный фронт. . . Поэтому Восточный фронт потенциально существует'.
Кроме того, на основании двусторонних соглашений о взаимной помощи между СССР и прибалтийскими республиками на их территорию был осуществлен ввод советских войск.
'Таким образом, южный путь на Ленинград и половина береговой линии Финского залива оказались в кратчайший срок блокированными советскими вооруженными силами на случай немецких поползновений'.
О послевоенных границах
Посетив в октябре 1944 года Москву, Черчилль предложил Сталину поделить Европу на 'зоны влияния'. При этом он написал на листе бумаги: 'Румыния - Россия - 90%, другие - 10%. Греция - Великобритания (в согласии с США) - 90%, Россия - 10%. Югославия - 50% на 50%. Венгрия -50% на 50%. Болгария - Россия - 75%, другие - 25%'.
Сталин согласился с этим, как признает Черчилль, 'несколько циничным решением, имеющим жизненно важное значение для миллионов людей'.
На Ялтинской конференции в феврале 1945 года Черчилль предложил, чтобы западная граница СССР проходила по 'линии Керзона'. Такое, пишет он, решение 'основывается не на силе, а на праве, если учесть страдания, перенесенные Россией при защите своей территории от немцев, и ее великие подвиги при изгнании немцев и освобождении Польши'.
'Линия Керзона' была предложена на международной конференции 1919 года по определению границ Европы после Первой мировой войны. Заметим, что Россия на эту конференцию не была приглашена, а Польша, не признав эту 'линию', в ходе войны с Россией в 1919-20 годах обеспечила овладение территориями значительно восточнее от нее.
На встрече 'большой тройки' в Ялте Сталин предложил компенсировать 'отход Польши на запад' передачей ей германских территорий и установлении польской границы по линии рек Одер-Западная Нейсе.
Черчилль выступил против, считая, что 'Польша получит слишком много'. Он предлагал провести границу по линии рек Одер-Восточная Нейсе. Его поддерживал президент США Рузвельт, заявивший в Ялте, что 'Польша была источником неприятностей в течение более 500 лет'. Однако в конечном итоге граница Польши была определена по Одеру-Западная Нейсе и поляки, как писал Черчилль, 'захватили огромные куски германской территории'.
Следует отметить, что в результате установления границы СССР по 'линии Керзона' Литва получила значительное приращение своей территории, включая нынешнюю столицу - город Вильнюс.
Мемуары Черчилля содержат немало и других важнейших фактов, с которыми весьма желательно ознакомиться тем, кто 'подзабыл историю' или изучал ее по идеологизированным учебникам.
Автор - посол России в Норвегии
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
WWII: Война против СССР ("United Press International", США)
Хранить и оберегать дух Эльбы ("The Washington Times", США)
Советских героев 'вычеркивают из истории войны' ("The Scotsman", Великобритания)
Жаль, что в России до сих пор не могут справиться со старыми предрассудками ("The Financial Times", Великобритания)
Опасения по поводу приглашения России понятны ("The Financial Times", Великобритания)
Давайте не будем переписывать историю Великой Отечественной войны ("The Financial Times", Великобритания)
Послевоенная роль России омрачает празднование годовщины победы над нацистами ("The Financial Times", Великобритания)
8 мая 1945 г. реальность выглядела иначе ("Welt am Sonntag", Германия)
Непонятно, почему Россия рекламирует свою монополию на победу ("Die Presse", Австрия)
9 мая: Официальная Россия не только лжет ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Пусть женщины станут вашей добычей ("Die Welt", Германия)
'Советские ужасы' конца войны ("Focus", Германия)
Варвары ("Daily Mail", Великобритания)
Войска Красной Армии насиловали даже русских женщин, которых они освобождали из лагерей ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Ложь и инсинуации в статье, опубликованной в 'The Daily Telegraph' ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Они изнасиловали всех немок в возрасте от 8 до 80 лет ("The Guardian", Великобритания)
Преступления партизан: советская легенда и действительность ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Спасти рядового Ивана ("The Guardian", Великобритания)
Опасный подлец настаивает на победе рядового Райана ("La Vanguardia", Испания)
Помните о роли СССР ("The Guardian", Великобритания)