Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

'Хаос вместо стабильности'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После скандала вокруг ЮКОСа и недавних налоговых претензий в адрес британско-российской нефтедобывающей компании TNK-BP в размере более 900 млн. долларов Россия снова стала страной с огромными рисками для инвесторов. При этом президент Владимир Путин после нескольких лет хаоса, имевших место при его предшественнике Борисе Ельцине, всегда выступал за стабильность и экономический рост

После скандала вокруг ЮКОСа и недавних налоговых претензий в адрес британско-российской нефтедобывающей компании TNK-BP в размере более 900 млн. долларов Россия снова стала страной с огромными рисками для инвесторов. При этом президент Владимир Путин после нескольких лет хаоса, имевших место при его предшественнике Борисе Ельцине, всегда выступал за стабильность и экономический рост.

И в самом деле, он мог похвастаться первыми успехами. С 1999 года ВВП страны вырос более чем на 50%, у пропутинской партии "Единая Россия" удобное большинство в две трети мест в парламенте, Кремль может назначать губернаторов 89 регионов, а популярность главы Кремля, несмотря на столь непопулярные социальные реформы, согласно данным опросов превышает 70%. Поэтому Путин вполне мог бы делать то, что он и обещал, - строить политически стабильную, ориентированную на рынок и приверженную демократическим ценностям Россию. Однако с некоторых пор происходит совершенно обратное.

Понятно, что с самого начала своего президентского срока Путину пришлось урезать власть олигархов, которые в результате скандальной приватизации присвоили миллиардные концерны и безудержно использовали свои деньги, чтобы оказывать влияние на политику и СМИ. Те, кто оказывал Путину сопротивление, были фактически лишены собственности и арестованы. Это подтверждает и пример нефтяного миллиардера Михаила Ходорковского, ожидающего своего приговора в московской тюрьме. На этом фоне налоговые претензии в адрес ТНК-ВР следует рассматривать как очередную битву в войне с олигархами.

Несомненно, что у олигархов не должно быть возможности 'застраховаться', уходя от уголовного преследования путем частичной продажи активов западным компаниям с хорошей мировой репутацией, таким, как ВР. Таким образам владельцам ТНК не удастся 'умыть руки'. И если олигархи, такие, как "Альфа-Груп", стоящая с российской стороны за ТНК-ВР, и впредь станут использовать свою финансовую власть, чтобы манипулировать рынками и захватывать компании, то они по праву почувствуют на себе железную руку главы Кремля.

Однако налоговые претензии должны быть прозрачными и не должны иметь очевидную политическую подоплеку. Государство имеет право требовать от всех предпринимателей полностью платить налоги и может наказывать виновных, но оно не может задним числом изменять налоговое законодательство так, чтобы иметь возможность избавляться неугодных бизнесменов. Но как раз это и происходит в России. Прозрачность и правовое государство должны стать лейтмотивом любых действий властей. Однако как раз этого в России не хватает. Поэтому падает доверие к политике Путина, резко возрастает бегство капитала, а экономический рост ослабевает. При этом крепнет государственная экономика. Прежде всего, в нефтяном и газовом секторе государственные компании собираются вернуть себе доминирующие позиции.

И если Путин действительно хочет войти в историю со своим планом по удвоению ВВП и сближением страны с Западом, как это сделал Петр Первый, то ему, прежде всего, нужно остановить эту тенденцию к национализации и дать российским компаниям вздохнуть свободно. Государство должно установить четкие правила игры, обязательные к выполнению для всех - как для частных, так для государственных компаний. Но одновременно с этим оно должно защищать и частную собственность. Только это создаст необходимое доверие инвесторов и оправдает в глазах общественности преследование тех, кто не соблюдает законы.

Но Путин не контролирует даже своих собственных людей: резко ухудшившийся инвестиционный климат в России - это, прежде всего, следствие хаотичной работы российских налоговых органов и судов.

Путин, наконец, должен показать, чего он действительно хочет, снова став надежным партнером для инвесторов. Потому что в противном случае он распугает не только международных сырьевых гигантов, но в долгосрочной перспективе и средний бизнес, которому пока в России почти ничего не грозит.

Однако такая ситуация очень быстро может поменяться, если сигналы "все дозволено", которые подают некоторые ответственные люди в Кремле, дойдут до регионов, а отдельные губернаторы будут считать себя в праве прибрать к рукам все понравившиеся им компании. Тогда вместо обещанной стабильности Путин получит хаос и предпосылки для нового экономического спада.