Вчера 'Газпром' начал переговоры с Туркменистаном с целью убедить правительство этой республики отменить эмбарго на поставки газа, которое было введено как раз тогда, когда эта крупнейшая энергетическая компания России все чаще стала рассматривать возможности импорта энергоресурсов из Центральной Азии.
Глава 'Газпрома' Алексей Миллер вылетел в Ашхабад, чтобы встретиться с президентом Сапармуратом Ниязовым и попросить его снять эмбарго, введенное четыре месяца назад, после того как Россия не согласилась на предложенное увеличение цены на поставки газа.
Жесткая позиция президента Ниязова объясняется уверенностью, которую чувствуют производители газа в сегодняшней ситуации на мировом рынке энергосырья. Эмбарго также не может не вызвать беспокойства у Европы, так как 44 процента всех поставок этого сырья в Европу приходится на Россию, в основном на 'Газпром'.
Туркменистан обладает вторыми по величине запасами природного газа в Центральной Азии. В соответствии с соглашением в этом году Туркменистан должен поставить 'Газпрому' 7 миллиардов кубометров газа, а в течение следующих трех лет объем поставок должен увеличиться до 70 миллиардов кубометров в год. В прошлом году 'Газпром' поставил в Европу 157 миллиардов кубометров газа.
Переговоры скорее всего будут сложными. 'Россия не собирается пересматривать условия соглашения с Туркменистаном', - заявил на этой неделе заместитель главы газового концерна Александр Медведев.
Правительство Туркмении хочет 58 долларов за тысячу кубометров газа, что на 30 процентов выше цены, указанной в соглашении, по которому половину суммы республика получает наличными, а половину - бартером.
Однако аналитики утверждают, что Туркмения завышает цену на регулируемом газовом рынке России, где 'Газпром' продает более 60 процентов общего объема газа, производимого республикой.
'Для человека, у которого не так много союзников, Туркменбаши ведет опасную игру', - сказал глава отдела по изучению газового рынка Оксфордского института энергетических исследований (Oxford Institute for Energy Studies) Джонатан Стерн (Jonathan Stern).
'Требовать тридцатипроцентного повышения цены, а затем посреди зимы прекращать поставки: Это не тот человек, с которым хотелось бы иметь дело', - добавил Стерн.
Ситуация с поставками туркменского газа возникла на фоне обеспокоенности России проблемой безопасности в регионе, которая обострилась после беспорядков в Киргизии в прошлом месяце, в результате которых президента Аскара Акаева и его правительство отстранили от власти.
После свержения Аскара Акаева президент Владимир Путин позвонил Ниязову, потребовав от туркменского лидера возобновить поставки.
Во времена Советского Союза Туркменистан был крупным производителем газа. Однако за первые десять лет независимости сотрудничество с Россией в газовой сфере ухудшилось из-за несогласия сторон по поводу цен на это топливо, и производство газа в республике резко сократилось.
Когда Путин пришел к власти в 2000 году, Россия выступила с инициативой создания организации вроде 'газового' ОПЕКа, в которую вошли бы Туркменистан, Казахстан и Узбекистан. Все три государства имеют большие запасы природного газа, но только в Туркменистане есть разработанные газовые месторождения.
Возможно 'Газпром' теперь будет стремиться к альтернативным соглашениям с Казахстаном и Узбекистаном.