Что произошло на Украине? В прошлом году Киев вызвал один из крупнейших сдвигов в Европе за многие годы. В этом году Западу предстоит решить, что с этим делать.
В 2004 году украинский народ проголосовал за кандидата от оппозиции Виктора Ющенко, несмотря на мощнейшее давление со стороны Москвы и тогдашнего правительства страны.
Люди поддерживали его, несмотря на махинации и запугивания, пока он не выиграл повторное голосование.
Во многом эта победа стала результатом работы США и Западной Европы за последнее десятилетие.
Украина была одним из главных получателей американских и европейских средств. С 1994 года она входит в программу НАТО 'Партнерство ради мира'. Все это время ее явно считали 'колеблющейся страной', балансирующей между Россией и Западом.
Но когда в прошлом году Украина 'качнулась' в правильном направлении, большая часть Европы удивилась.
С тех пор там укоренился заговор 'полумолчания'.
Сдерживаемая европейскими лидерами, которые беспокоятся по поводу расширения и стремятся угодить России, Еврокомиссия упорно цепляется за сюрреалистическую формулировку - дверь для членства Украины в ЕС 'ни открыта, ни закрыта'. Лидеры ЕС знают, что стремление Украины к 'европейской перспективе' настолько же оправданно, как и у Турции, по крайней мере, с точки зрения географии. В конце концов, Украина без сомнения расположена в Европе, сделала огромный шаг на пути к демократии и хочет в ЕС.
Ющенко говорит о вступлении в ЕС 'до 2016 года', т.е. приблизительно в то же время, что и Турция.
Но те же самые лидеры ЕС отчаянно пытаются избежать обсуждения этого вопроса, хотя и понимают, что вскоре кто-то неминуемо должен будет его поднять. Пока в ЕС продолжаются нынешние дебаты о конституции, эта тема просто кажется чересчур щекотливой.
И действительно, вступление какой-то новой страны в ЕС может столкнуться с реальными трудностями. Недавняя поправка во французскую конституцию, разработанная, памятуя о Турции, предусматривает проведение национальных референдумов о любом расширении ЕС после 2007 года.
Но если ЕС сейчас сдерживают и заставляют задуматься конституционные тонкости, то про НАТО этого сказать нельзя, как нельзя и про самую влиятельную фигуру организации, президента Джорджа Буша.
США поддерживают стремление Украины в НАТО, говорится в совместном заявлении Буша и Ющенко, сделанном на прошлой неделе. Два лидера подчеркнули важность встречи министров иностранных дел НАТО и Украины, которая пройдет в этом месяце в Вильнюсе и станет 'предложением по активизации диалога по вопросам членства'.
Контраст с нерешительностью ЕС очевиден.
Разумеется, вступить в Евросоюз гораздо сложнее, чем в НАТО, ведь членство в ЕС изменяет практически каждый аспект законодательства страны.
А встреча в Вильнюсе не приведет к немедленному вступлению Украины в военный альянс.
Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер (Jaap de Hoop Scheffer) подчеркивает, что его организация 'основана на показателях', тогда как сохраняющиеся поводы для беспокойства в отношении Украины варьируются от коррупции и экономических реформ до роли российских спецслужб в стране.
Тем не менее, вопрос членства Украины прочно обосновался в повестке дня, и произошло это благодаря Бушу и Ющенко.
В конце прошлого года один из послов НАТО заметил, что ожидает от 2005 двух вещей: заявления Украины о вступлении и мощной поддержки США.
Похоже, события действительно развиваются в этом направлении, даже если и отстают от графика на несколько месяцев.
Сомнения вызывает только одно - насколько безмятежным получится процесс.
Спокойно ли воспримут Германия с Францией поддержку США передвижению разделительных линий в Европе? Что об этом подумает Россия, которая, хотя и не является членом НАТО, вряд ли может считаться невлиятельной? В конце концов, вступление Украины в НАТО может оказаться гораздо более скандальным вопросом, чем возможное членство в ЕС.
Вашингтон выложил карты на стол. Вопрос в том, чем ответит Европа.