Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Даешь 'мир по-европейски'

Смогут ли остатки Османской империи влиться в европейскую?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сколько лет обычно уходит на то, чтобы развалить империю? И сколько войн для этого нужно? В случае с Османской империей понадобилось 400 лет и как минимум два десятка войн, включая начавшуюся в Сараево Первую Мировую. И, пожалуй, последняя из этих войн еще не окончена

Сколько лет обычно уходит на то, чтобы развалить империю? И сколько войн для этого нужно? В случае с Османской империей понадобилось 400 лет и как минимум два десятка войн, включая начавшуюся в Сараево Первую Мировую. И, пожалуй, последняя из этих войн еще не окончена.

Согласно результатам недавних опросов общественного мнения в Македонии, три четверти жителей этой страны по-прежнему считают, что на их территории возможен новый военный конфликт. Кто сможет разжечь новую небольшую балканскую войну?

Даже не верится, сколько актуальнейших проблем сегодняшней Европы уходят корнями к тому хитрому национально-политическо-религиозному узлу, который остался на том месте, где некогда простиралась империя Османов. Просто наложите карту 'горячих точек' двадцать первого века на контуры империи Сулеймана Великолепного, какой она была в шестнадцатом столетии, и сами увидите, что совпадение весьма близкое. Сулейман властвовал над нынешними Балканами, за которыми прочно закрепилась репутация синонима войны и этнического конфликта, а также над территорией современных Ирака, Сирии, Ливана, Палестины и Израиля. По побережью Красного моря граница Османской империи доходила до Йемена, а по побережью Северной Африки ей было подконтрольно все от Египта до Алжира. И если за проблемы, связанные с присутствием на Ближнем Востоке Израиля, нам должно винить лишь Адольфа Гитлера и самих себя, за все остальное надо сказать 'спасибо' Сулейману.

Недавно новая независимая комиссия во главе с бывшим премьер-министром Италии Джулиано Амато (Giuliano Amato) объявила, что знает ответ по крайней мере на часть вопросов, связанных с наследием империи Сулеймана. Члены комиссии, ссылаясь на то, что вспышки насилия в Косово между сербами и албанцами отмечались только прошлой весной, а уровень безработицы в регионе составляет до 60 процентов, утверждают, что нынешняя политическая структура на Балканах нежизнеспособна. Такое 'лоскутное одеяло' из слабых государств и протекторатов ЕС под властью полуимперских наместников вроде Пэдди Эшдауна (лорд Джереми Эшдаун [Jeremy Ashdown] - бывший лидер Леберально-демократической партии Великобритании, в настоящее время верховный представитель ООН в Боснии и Герцеговине. Прозвище 'Пэдди', которым называют в Великобритании всех ирландцев и под которым Дж. Эшдаун известен в британской политике, он получил благодаря тому, что вырос в Северной Ирландии - прим. перев.) долго не протянет, тем более что там, как, например, в Косово, остается еще много вопросов со статусом различных территорий.

Как считает комиссия Амато, у ЕС сейчас два пути: просто расширяться или превратиться в империю. Либо мы в ЕС признаем, что еще не один десяток лет на Балканах, у нас под боком, будут существовать страны, практически являющиеся нашими колониями, либо начинаем готовить условия, при которых Балканы могут войти в Европейский Союз. И вывод комиссии отнюдь не в пользу имперского пути.

В следующем году Европейский Союз должен принять план действий по принятию балканских стран в свои ряды до 2014 года - событие, которое будет хорошо смотреться на саммите в Сараево как раз в год столетия начала Первой Мировой войны. Так можно было бы придать более положительный смысл фразе 'от Сараево до Сараево', ставшей популярной во время последней войны в Боснии. По мнению комиссии, в Боснии можно сформировать эффективно работающее государство, если у нее будет ясная перспектива вступления в ЕС. Так и только так можно будет подвигнуть боснийских сербов, хорватов и босняков (то есть тех, кто в той или иной степени могут считаться боснийскими мусульманами) на сотрудничество между собой. Босния не должна быть протекторатом ЕС - она должна готовиться к тому, чтобы стать членом объединенной Европы. Сербии и Черногории также предстоит решить, каким образом они хотят войти в ЕС - как единое государство или два отдельных.

Самое же изобретательное решение предложено для Косово. Этой области предстоит пройти через четыре стадии - сначала от нынешнего непонятного статуса, определяемого Резолюцией ООН ? 1244, вынесенной в 1999 году, в конце косовской войны, к 'независимости без полного суверенитета', в рамках которой такие полномочия, как обеспечение соблюдения прав человека и уважения прав меньшинств, оставались бы за международным сообществом. Затем должен последовать 'направляемый суверенитет' (в это время в процесс включается ЕС и начинает переговоры о вступлении Косово). Закончиться же должно все просто прекрасно - 'общим суверенитетом', характерным для таких членов ЕС, как Словения, Польша и Великобритания, хотя в чем-то он им может и не нравиться.

В основе исторического развития Балкан на протяжении всего двадцатого века лежит стремление их жителей построить национальные государства на обломках империи. Комиссия Амато предлагает новый вариант продолжения: это не 'строительство нации' ("nation-building") международными организациями и неправительственными фондами, на самом деле имеющее к национальному строительству весьма отдаленное отношение; это и не 'строительство государства' ("state-building"), хотя оно и более адекватно отражает сущность подобных действий; это совершенно особая европейская модификация: 'строительство своего государства' ("member-state-building"). Если делать все по плану, то в таких местах, как Косово, никогда не будет полного, классического 'национального суверенитета', как его определяли в девятнадцатом веке. Косово будет похоже на молодого человека, который из родительского дома мгновенно переносится в новый дом к любящей супруге.

Авторы отчета, в лаконичной, но выразительной стилистике которого без труда узнается рука его талантливого исполнительного директора болгарина Ивана Крастева, ставят ЕС перед четким выбором: простое расширение или имперское. Ибо в своем нынешнем виде Евросоюз представляет собой не что иное, как империю - 'современный', или, как некоторые утверждают, даже 'постсовременный' вариант империи, только не такой жестко-централизованной, как Римская или Британская, а средневековой Священной Римской, в которой большей частью властных полномочий обладали составляющие ее части.

В нашем случае предлагается не что иное, как поглощение европейской постмодернистской, или, если хотите, неосредневековой империей остатков империи Сулеймана. Это направление движения становится совершенно ясным, если ко всему вышесказанному добавить подтвердившееся недавно намерение ЕС принять в свои ряды и сердце Османской империи - Турцию.

Здесь надо остановиться и подумать. Вчера Европейский парламент дал зеленый свет на вступление в ЕС Болгарии и Румынии в 2007 году. Если за ними последуют Хорватия, Турция и остальные балканские страны, это будет означать, что через десять лет в Европейском Союзе будет состоять примерно 35 стран, общее население которых оставит до 600 миллионов человек, из которых примерно одна шестая будет исповедовать ислам. Причем в это количество не входят страны, стремящиеся войти в ЕС с Востока - например, Украина после 'оранжевой революции', а также Беларусь и Молдова, в которых, надеемся, также произойдет что-нибудь бархатное и 'цветное'. Не входят сюда и другие бывшие части Османской империи на Ближнем Востоке и в Северной Африке, хотя, например, власти Марокко уже намекали на такую возможность. Для них ЕС необходимо разработать политику добрососедства, в основе которой не лежало бы обещание непременного присоединения.

Нельзя забывать и о том, что, хотя, с одной стороны (с внешней), люди просто-таки кричат, стучась в границы новой империи: 'Берите нас! Колонизируйте нас!', то с другой (с внутренней) раздаются голоса о том, а зачем, собственно, нужен Союз. И между этими двумя явлениями существует причинно-следственная связь. Возможность принятия в ЕС Турции может стать одним из факторов, из-за которых французы, не исключено, проголосуют в конце мая против принятия европейской конституции.

До сих пор расширение Европейского Союза только усиливало, а не ослабляло его. Однако в какой-то момент непрекращающееся 'растягивание' может привести к 'утоньшению'. Опасность 'перерастянуть' империю существует для Брюсселя так же, как и для Вашингтона. И если Европейский Союз заберет себе все остатки Османской империи, не исключено, что его в конце концов и постигнет судьба Османской империи - Европа сама станет 'больным человеком Европы'.

И все же логике комиссии Амато трудно сопротивляться. Для Балкан альтернативой Европе остается только война. Мы сегодня много говорим о том, что на смену 'римскому миру', Pax Romana, приходит Pax Americana, 'мир по-американски'. В 90-х годах Соединенные Штаты сыграли главную роль в установлении мира на Балканах, и сейчас они могли бы внести свой вклад и в поддержание его, для чего им нужно дать добро на расширение НАТО.

Однако 'мир по-американски' не торопится прийти в подбрюшье Европы. На этот раз придется все делать самим. Конечно, риск велик, с этим никто не спорит. Но не стоит ли все равно попробовать установить здесь 'мир по-европейски'?

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Интервью с Тимоти Эшем, специалистом по взаимоотношениям Европейского союза и США ("The Washington Times", США)

Тимоти Гартон Эш: Сначала надо познакомиться со своим ослом ("The Guardian", Великобритания)

Тимоти Гартон Эш: Шесть вопросов критикам украинской 'оранжевой революции' ("The Guardian", Великобритания)

Тимоти Гартон Эш: Опасность слишком большой власти ("The New York Times", США)