Владимир Путин едет в Ганновер, экономические боссы России - встречаются на Российском экономическом форуме в Лондоне. Британская столица притягивает к себе все больше богатеев с Востока. Они покупают дорогую недвижимость и летают на вертолетах по грибы.
'Роллс-Ройс' паркуется рядом с 'Бентли' у Конференц-центра королевы Елизаветы II (Elizabeth II). На весеннем солнце невдалеке от Биг Бена и Вестминстерского аббатства водители натирают бархатными тряпками капоты машин, в то время как красные двухярусные автобусы пробивают себе путь в транспортном потоке - картинка британской жизни с почтовой открытки.
На 'Российском экономическом форуме' в Конгресс-центре российские нефтяные, газовые и стальные бароны, то есть хозяева водителей, говорят о миллиардах. Виктор Вексельберг (47), один из самых влиятельных олигархов, отложил текст своего выступления в сторону. Мультимиллиардер, состояние которого журнал "Forbes" оценивает в пять миллиардов долларов США, говорит экспромтом. Перед тем, как выйти к трибуне, Вексельберг узнал, что нефтяной концерн ТНК-ВР обязан доплатить российским налоговым органам миллиард долларов США. И это только за 2001 год. Не намечается ли тут новое дело подобное ЮКОСу? С крупнейшим в свое время нефтяным концерном России это начиналось точно так же.
Предостережение для Путина
Вексельберг, приятный бородач, приобрел известность, купив за 100 миллионов долларов США яйца Фаберже, вернув в Россию царские драгоценности. Этим он хотел, прежде всего, произвести впечатление на Кремль.
Теперь Вексельберг предупреждает президента Владимира Путина от разрушения с таким трудом установленного равновесия между государством и экономикой. Предостерегает Путина и бывший премьер Михаил Касьянов, выступление которого в Лондоне было встречено продолжительными аплодисментами. Касьянов, изгнанный год назад Путиным, выдвинул свою кандидатуру на президентские выборы в 2008 году. Если Путин будет и дальше сердить финансовых магнатов, то Касьянов может стать их кандидатом.
Вексельберг является наиболее яркой фигурой в экономической элите, которая в эти дни встречается в Лондоне. Участие в 'Давосе Востока' является для миллиардеров и тех, кто их ими сделал: российских государственных служащих - почти обязанностью.
Давос Востока
Сергей Колушов значит для встречи олигархов в Лондоне то же самое, что Клаус Шваб (Klaus Schwab) для Всемирного экономического форума в Давосе. Он приехал в британскую столицу из Иркутска в 90 годы. Он - церемониймейстер встречи. 'Здесь находится финансовый центр мира, здесь деньги', - объясняет он, почему богатые люди из России предпочитают встречаться в Лондоне, а не в Москве.
Действительно, лондонская финансовая площадка имеет для российских компаний громадное значение. Лондонская фондовая биржа Stock Exchange и биржа Juniorboerse AIM стали теперь важнейшими торговыми площадками для российских ценных бумаг. Согласно исследованию компании Ernst & Young, в последние три года каждые два из трех выходов компаний из бывшего Советского Союза на биржу приходились на Лондон. В марте московский холдинг АФК 'Система' взял на торгах на бирже в Лондоне 1,35 млрд. долларов США. Сырьевые биржи, такие, как лондонская Metal Exchange, место притяжения для олигархов из сырьевой отрасли.
Гала-представление в королевском зале Royal Albert Hall
Колушеву есть что предложить русским. Музей Somerset House, 'Русская рапсодия' в Royal Albert Hall, который он специально арендовал, чтобы добиться выступления таких звезд, как сопрано Анны Нетребко. И футбол. В субботу олигархи будут вместе с мультимиллиардером Романом Абрамовичем на трибуне для почетных гостей футбольного клуба 'Челси'.
Абрамович (38) вложил в 'Челси' 500 млн. долларов США, он - отец российского бума в Лондоне. Колушев говорит: 'Он в Лондоне стал мерилом российского богатства'. Абрамович, состояние которого журнал "Forbes" оценивает в размере 13,3 млрд. долларов США, самый богатый россиянин. Он живет с женой Ириной и пятью детьми в городском доме в районе Knightsbridge и в поместье, занимающем 178 гектаров в графстве Sussex.
У Берлина шансов нет
Мэр Лондона Кен Ливингстон (Ken Livingstone) знает, что имеет от своих русских. Они оставляют немало денег не только во время экономического форума. В прошлом году на форум в Лондон был отправлен один берлинский чиновник, чтобы выяснить, а не сможет ли в сердце российской буржуазии занять место вместо Лондона немецкая столица. Он возвратился, так и не справившись со своей задачей.
Чем неувереннее чувствуют себя российские предприниматели у себя на родине, тем лучше для лондонской экономики. В 2004 году объемы капитала, бежавшего из России, увеличились, по сравнению с 2003 годом, в четыре раза, составив 9,4 млрд. долларов США. Часть денег, возможно, осела в Лондоне. Во всяком случае, каждый 15 объект недвижимости стоимостью дороже 1,5 млн. фунтов стерлингов (21,8 млн. евро) приобрели российские олигархи. Их можно встретить как на художественных аукционах, так и в ювелирных магазинах. 'Элиту в Лондоне нельзя представить без русских, - говорит Ливингстон. - Мы можем это только приветствовать'.
Десять спален
Леонид Блаватник, россиянин с американским паспортом, купил поместье (десять спален, девять ванных комнат) за 60 млн. евро. Блаватник давний деловой партнер Вексельберга. Оба проводят значительную часть года в Лондоне.
Говорят, что алюминиевый король Олег Дерипаска прилетает в Лондон на своем самолете один раз в неделю и посещает там курсы английского языка в Лондонской школе экономики с тех пор, как купил, что сам он не подтверждает, дом в районе Belgravia Place. Борис Березовский имеет, среди прочего, виллу в Chelsea, апартаменты в Belgravia и дом в Surrey. Регулярно прилетает в Лондон Петр Авен, глава крупнейшего российского частного банка 'Альфа-банк'. Михаила Фридмана, главу финансово-промышленного холдинга 'Альфа-Групп', здесь тоже можно часто встретить. Стальной миллиардер Владимир Лисин, стрелок-любитель, поддерживает британских стрелков по тарелочкам.
'Наши клиенты хотят иметь объекты с круглосуточной охраной. Многие живут в лондонских резиденциях не постоянно, а лишь наездами, - говорит одна женщина- маклер из агентства недвижимости Harrods Estates, основными клиентами которого являются русские. - Они хотят, прежде всего, одного: безопасности для себя и своих денег'. Ее коллега Льям Бейли (Liam Bailey) из компании Knight Frank рассказывает, что теперь появился спрос на загородную недвижимость в предместье Лондона. В январе и в феврале он, дескать, продал русским инвесторам два поместья каждое приблизительно за 13 млн. евро.
Отношения между русскими и Лондоном складывались столетиями. Первое британское акционерное общество Muscovy Company с целью обмена мануфактуры на меха было создано в 1553 году. Петром Михайловым называл себя молодой человек 26 лет, знакомившийся в Лондоне с кораблестроением и осматривавший Тауэр.
Ленин в Британском музее
Лондон был безопасной гаванью при царе не только для философа Александра Герцена. В читальном зале Британского музея бывали революционеры Ленин и Троцкий. В эмиграцию в Лондон ехали белые во время гражданской войны против красных после Октябрьской революции 1917 года. Направление на Темзу взяли в 70 годы и советские эмигранты.
Надежное место от преследований
Сегодня преимущество Великобритании для российских предпринимателей заключается в том, что она не выдает их России. Так, Борис Березовский, прежде - серый кардинал Кремля, имеет статус политического беженца. В марте британские органы юстиции отказали в выдаче двух бывших менеджеров ЮКОСа. 'Я убежден, что суд над обвиняемыми был бы в России не честным', - сказал судья Тимоти Уоркман(Timothy Workman) из Лондонского муниципального суда.
Юлий Дубов дружит с бывшим магнатом Березовским 30 лет. Он был его деловым партнером. Этот 56-летний человек живет с 2002 года в лондонской эмиграции. Каждое воскресенье он ходит в русскую православную церковь и раз в год на бал 'Война и мир'. Дубов - писатель, в своих романах рассказывает о взлете и падении олигархов. Его тоже разыскивает российская прокуратура. В 2002 году он якобы спекулировал автомобилями 'Лада'. Время от времени он встречает в магазинах одного из стальных королей.
Грибы от тоски по родине
Если уж тоска по родине разберет совсем, то есть Березовский. Миллиардер приглашает тогда собирать грибы, это исконно русское занятие. Дубов рассказывает: 'Накануне кто-то из прислуги заносит мне резиновые сапоги и штормовку. На следующее утро за мной посылают машину. Мы едем в аэропорт, садимся в небольшой частный самолет. Летим час. Пересаживаемся в вертолет. Снова летим час. Приземляемся в лесу. Нас ждут два джипа. Мы - в Шотландии. На следующее утро нас водит местный житель, который каждый раз повторяет: сэр, мне кажется, что под этим деревом должен быть гриб. Он ни разу не ошибся'.