Не может быть никаких сомнений в том, что премьер-министр Манмохан Сингх и премьер Госсовета Вэнь Цзябао подняли отношения между Индией и Китаем на качественно новую высоту. Договорившись создавать 'стратегическое конструктивное партнерство', две самые экономически быстроразвивающиеся страны вступили на новый, прозрачный путь, который обещает долгосрочную стабильность и развитие во всем регионе.
Эти две страны традиционно предпринимают шаги навстречу друг другу во время каждого визита на высшем уровне. Однако нынешние встречи премьера Вэня обозначают изменение самой парадигмы, самой модели, через которую эти две партнерские азиатские страны воспринимают друг друга.
Для тех, кто еще живет в деформированном времени и смотрит на двусторонние отношения сквозь призму 1962 года, 11 соглашений, подписанных двумя странами, должны послужить знаком изменения реальности.
'Политические параметры и основные принципы' урегулирования и разрешения пограничного вопроса обеспечили прогрессивный базис, на основании которого специальные представители могут работать дальше, чтобы выработать структуру 'пакетного' соглашения.
Наиболее важные из этих принципов: не позволять разногласиям по пограничному вопросу 'затрагивать общее развитие двусторонних отношений'; отказ от использования силы или угроз ее применения; дружественные и конструктивные усилия с целью найти 'справедливое, разумное и взаимоприемлемое решение ... через консультации на равных' с учетом общих двусторонних политических перспектив; обязательство учитывать должным образом 'исторические свидетельства, национальные чувства, практические трудности, а также разумные озабоченности и чувства' обеих сторон.
Далее, огромную ценность для окончательного урегулирования пограничного спора имеют так называемые 'частности', разработанные как меры доверия военного характера, которые должны выполняться в районе линии фактического контроля.
Представление премьера Вэня Цзябао об Индии, Китае и России как о стратегических партнерах, которые могут восстановить многосторонний подход в международных делах, подчеркивает ту важность, которую в Пекине придают роли Нью-Дели в мире. Не может ли это быть признаком того, что Китай постепенно подходит к тому, чтобы поддержать требование Индии предоставить ей место в расширенном Совете Безопасности ООН?
Соглашения о продвижении вперед экономического сотрудничества отражают взаимную политическую волю и желание сцементировать новое партнерство. Индия и Китай уже имеют объем двусторонней торговли на сумму свыше 13 миллиардов долларов США. Региональное торговое соглашение - совместная рабочая группа будет рассматривать его возможности - может удвоить эту сумму.
Региональное торговое соглашение может даже служить прелюдией к возможному соглашению о свободной торговле между Индией и Китаем. Пекин предлагал заключить его и раньше, однако эта инициатива, как представляется, до сих пор не нашла достаточного количества сторонников в Нью-Дели. Между тем представители индийской промышленности поступили бы очень правильно, если бы заранее начали готовиться к тому, чего нельзя предотвратить и предотвращать не нужно.
На данном этапе главные возможности для экономического сотрудничества, как представляется, заложены в секторе информационных технологий - между индийскими разработчиками программного обеспечения и китайскими производителями оборудования и компьютерной техники. Опора на эту, а также другие составляющие, поможет устранить последние остатки подозрительности в отношениях между двумя странами, ради выгоды обеих.