Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пограничная торговля Северной Кореи становится все более оживленной

Падение режима кажется менее вероятным в условиях, когда торговля КНДР растет с темпом 20% в год

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
То, что Северная Корея уже оказалась или окажется в самом ближайшем будущем на краю краха, является сокровенной мечтой влиятельных кругов в Белом доме. Но здесь, в Дандоне, где действует самый крупный погранично-таможенный переход на границе между Китаем и Северной Кореей, мало кто верит в то, что это произойдет.

Дандон (Dandong), Китай, 14 апреля 2005 года. То, что Северная Корея уже оказалась или окажется в самом ближайшем будущем на краю краха, является сокровенной мечтой влиятельных кругов в Белом доме. Но здесь, в Дандоне, где действует самый крупный погранично-таможенный переход на границе между Китаем и Северной Кореей, мало кто верит в то, что это произойдет.

По мнению китайских торговцев половыми досками и морепродуктами, водителей, торговых посредников и местных чиновников, которые ведут дела с Севером, экономика по другую сторону реки улучшается.

Вереницы грузовых автомобилей выстраиваются каждое утро по обе стороны узкого "моста дружбы" через реку Ялу (Yalu), между растущим ввысь миром Дандона и низким силуэтом его города-побратима Синыйджу (Sinuiju). Ежедневно из Китая в Северную Корею следуют в среднем 225 грузовых автомобилей, что составляет до 70% импорта Севера. И грузопоток растет. В прошлом году северокорейская торговля увеличилась на 20% и достигла 1,2 млрд. долл. США, а в последний квартал 2004 года она удвоилась.

Этот грузопоток, который мне удалось наблюдать во время недавнего визита к границе, а также беседы в азиатских столицах и в Вашингтоне - все заставляет предполагать, что позиции северокорейского лидера Ким Чен Ира (Kim Jong Il) не ослабляются, и что рост экономической активности дает правящему режиму Северной Кореи новую жизнь.

Грузопоток между двумя мирами может служить учебным пособием по контрасту: корейские грузовики с открытым кузовом везут в Китай металлические обрезки, щебень, мешки с измельченными минералами. Грузовики с закрытым кузовом, как правило, пусты, если не считать нескольких гремящих внутри коробок. Но китайские грузовики, следующие в Корею, везут электрооборудование, изделия из нержавеющей стали, сверкающие бытовые приборы. На открытых платформах грузовиков стоят контейнеры для океанских судов с маркировкой "GenStar, San Francisco" и из Европы. Один гигантский автопоезд везет целых 82 коммерческих холодильника. Назначение - Пхеньян.

Северная Корея получает также новые инвестиции. Китайцы построили стекольный завод и переоборудовали два сталелитейных завода. Китайские инвесторы обхаживают Север, так как Китай импортирует уголь и поощряет взаимную торговлю. Южнокорейский промышленный парк Кэсан (Kaesung) в Северной Корее является одним из многих мелких новых источников денег из Сеула.

Поскольку в феврале с.г. Северная Корея объявила себя ядерным государством, а шестисторонние переговоры не возобновляются вот уже 10 месяцев, и статус их неясен, стабильность Севера является критически важным вопросом. В политике США господствовали адвокаты "теории краха", доказывавшие, что Север находится на краю хаоса. В декабре прошлого года западные средства массовой информации (СМИ) были переполнены сообщениями о том, что убираются портреты Ким Чен Ира, и разговорами о глухом ворчании недовольного северокорейского народа.

Однако, если исключить стихийное бедствие или непредвиденный кризис, предположение о крахе Северной Кореи представляется выдачей желаемого за действительное и является сценарием, который все менее серьезно воспринимают партнеры Америки по шестисторонним переговорам. Действительно, сейчас кажется, что теория краха, которую исповедывали влиятельные лица в администрации Буша-младшего (George W. Bush), сама разрушилась в среде американских официальных лиц и аналитиков, которые теснее всего связаны с северокорейскими проблемами. Критики говорят, что у Соединенных Штатов пока нет Плана "Б" (Plan B).

Рассказывая об этом, один работающий в Пентагоне высокопоставленный сотрудник военной разведки, а также источники в Государственном департаменте США, проживающие в Пхеньяне дипломаты и разные другие эксперты высказывали мнение, что для США глупо возлагать надежды на крах Севера или на склонение Пекина к тому, чтобы тот инициировал такой крах.

"Мне бы очень хотелось, чтобы Север рухнул, - говорит один высокопоставленный американский дипломат. - Но я не думаю, что надежда может служить заменой политики".

Ни Китай, ни Южная Корея не считают, что крах Северной Кореи в данный момент отвечает их национальным интересам, и обе эти страны молчаливо решили поддерживать стабильность отшельнического режима Ким Чен Ира.

В Соединенных Штатах теория краха все еще имеет множество сторонников и, вполне возможно, является господствующим политическим рецептом, - говорит Тимоти Сэвидж (Timothy Savage) из Международной кризисной группы (International Crisis Group) в Сеуле. - Проблема в том, что эта теория строится на сотрудничестве Китая и Южной Кореи, двух стран, которые менее всего склонны сотрудничать.

Режим Ким Чен Ира является одним из самых затворнических в мире, и его нередко сравнивают с громадным культом, поскольку от 23 миллионов жителей Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) требуют, чтобы они обожествляли Кима и служили ему посредством сложной идеологии, именуемой "чучхе" (Juche - самостоятельность, кор.). Эксперты указывают, что центральным противоречием Севера является то, что открыть общество Севера остальному миру равноценно тому, чтобы раскрыть заблуждения "чучхе" и особенности структуры управления страной.

И все-таки, в кратко- и среднесрочной перспективе, у Кима есть мириады сторонников, на которых он может положиться. В страну продолжают поступать тоненькие ручейки топлива и продовольственной помощи, а иногда и денежные вливания от законной и незаконной торговли. Ким продолжает политику мелкой перестройки и рыночных реформ, которые положили начало денежной экономике.

"Количество товаров, поступающих в КНДР, в прошлом году удвоилось, - заявил один проживающий в Пхеньяне российский дипломат, который посещает Дандон. - Партия и армия в Пхеньяне имеют деньги. Они экономно тратят их, когда нужно. Это не кажется мне крахом".

Разумеется, мало кто из аналитиков Азии, если таковые вообще найдутся, готов исключить крах в таком взрывоопасном государстве, как Северная Корея.

Но, если в ближайшее время режим Кима не падет, проблема для Вашингтона будет заключаться в том, что Ким, как представляется, почти не имеет побудительных мотивов к тому, чтобы прийти за стол переговоров и отдать свою ядерную программу.

"Я не думаю, что мы способны принудить Кима расстаться с ядерным оружием, - говорит один давний советник Пентагона. - Если бы Южная Корея и Китай действительно захотели, мы могли бы оказать на Север давление. Но Китай не перенесет краха режима КНДР - и того, что за этим последует".

Крах вполне мог бы привести американские войска к границе Китая и инициировать волну беженцев, а также кризис безопасности, когда мутящие воду северокорейцы смешаются с сотнями тысяч китайских граждан корейского происхождения.

Те, кто давно следит за режимом Кима, говорят, что, с точки зрения династии Кима, он находится в лучшем положении, чем был 2 года назад. Американские вооруженные силы не сумели быстро войти и уйти из Ирака. Белый дом не способен сфокусировать внимание на Северной Корее.

А тем временем дипломатические отношения Кима с Китаем, Южной Кореей и Россией неуклонно улучшаются. Первый человек Китая Ху Цзиньтао (Hu Jintao) собирается посетить Кима уже в следующем месяце. Российский лидер Владимир Путин, которого Ким посещал дважды, называет его "человеком, с которым я могу иметь дело", и Москва недавно обсуждала с Кимом возможность строительства газопровода.

Даже отношения Пхеньяна с государствами региона вроде расположенной поблизости Монголии стали улучшаться. Засухи и наводнения, которые в конце 1990-х годов вызвали голод, с тех пор не повторяются.

В текущем году будет отмечаться 60-летие династии Кимов, что станет особенной датой в корейском фольклоре.

"По мнению Кима, он разработал ракетную технологию, приобрел ядерную мощь и настолько хорошо ведет дела с Южной Кореей, что правительство в Сеуле будет работать с ним так, как ему того хочется, - говорит Александр Мансуров (Alexandre Mansourov), специалист по Северной Корее из Азиатско-Тихоокеанского центра по изучению проблем безопасности (Asia-Pacific Center for Security Studies) в Гонолулу. - Он считает, что идет правильным путем, и он может повести за собой свой народ под лозунгом "Мы многое способны вытерпеть и мы можем побеждать. Мы можем победить весь мир".

В публичных заявлениях по поводу шестисторонних переговоров официальные лица США последовательно создают впечатление, что Вашингтон успешно изолирует Кима, поскольку все участники этих переговоров не хотят, чтобы на Корейском полуострове было ядерное оружие. Из этих заявлений можно сделать вывод, что на этих переговорах пять участников во главе с США дружно выступают против шестого - северокорейского лидера.

В действительности справедливо чуть ли не обратное. Фактический расклад шестисторонних переговоров, возможно, ближе к четырем против двух, ибо только Япония поддерживает США в их требовании полного и немедленного прекращения северокорейской ядерной программы.

Однако эти факторы представляются исключительно далекими в пограничном городе вроде Дандона.

По мере наращивания торговли с Севером Дандон стал именовать себя "Не ложащимся спать городом богатства и деловых возможностей" (Sleepless city of fortune and business opportunity).

Мост через границу имеет одну полосу движения, и китайские грузовики, а также едущие из Северной Кореи грузовики в основном японского производства, пересекают его поочередно. Грузовики пересекают границу, перезагружаются и через день едут обратно.

На погранично-таможенном переходе Дандон действует также северокорейская система обслуживания пешеходов, в распоряжении которой имеются белые автобусы. Через реку можно видеть колесо обозрения с бело-красными сиденьями. Оно неподвижно, никто за последние 10 лет не видел, чтобы оно вращалось. По ночам Синыйджу почти полностью погружен в темноту: нет электричества - а в Дандоне полно неоновых огней.

Один владелец китайского склада говорит, что умы корейцев "все еще сильно контролируются. Но они понемногу открываются".

По выходным и праздничным дням группы китайских молодоженов нанимают скоростные катера и носятся вверх и вниз по реке вблизи корейского берега: женщины в нарядных платьях, а мужчины во фраках машут руками северокорейцам, которые отчищают заржавевшие рыбацкие лодки.