Г-н Сокор является старшим исследователем вашингтонского Джеймстаунского фонда (Jamestown Foundation), который издает бюллетень "Eurasia Daily Monitor".
15 апреля 2005 года. Успешная Оранжевая революция на Украине возрождает интерес к нефтепроводу из Одессы на Черном море к городу Броды на границе с Польшей, который открывает путь в Европу для каспийской нефти из Казахстана. Для того чтобы этот проект заработал, нужно продлить нефтепровод до Гданьска на Балтийском море, как первоначально и предполагалось. Украинский президент Виктор Ющенко недавно сказал, что удлинение данного нефтепровода должно стать приоритетной задачей Европы, стремящейся диверсифицировать свои источники снабжения энергоносителями и варианты их транспортировки.
По иронии судьбы, именно потенциальная ценность этого нефтепровода как альтернативного и жизнеспособного маршрута удовлетворения энергетических потребностей Европы является причиной того, почему он до сих пор не построен. Первоначально этот нефтепровод был спроектирован Украиной и Польшей при политической поддержке США; участок Одесса-Броды был завершен строительством в 2002 году. На следующий год правительства Украины и Польши, а также Европейская комиссии договорились продлить нитку нефтепровода до Гданьска.
Однако эти планы пока что ничего не дали, потому что их осуществлению препятствуют - политически, а также и буквально - Россия и ее связанные с государством нефтяные компании. Россия, оседлавшая наземные маршруты нефтепроводов, по которым транспортируется казахская нефть, воспользовалась преимуществом своей транзитной монополии, чтобы не позволить добытчикам казахской нефти использовать нефтепровод Одесса-Броды. Россия не заинтересована в том, чтобы облегчить конкуренту доступ на европейские рынки. Напротив, Москва стремится максимизировать свои рычаги влияния, связанные с ее долей рынка и ценами, помешать осуществлению стратегии Европейского союза (ЕС) по диверсификации снабжения и, в конечном счете, использовать в собственных интересах, для достижения своих политических целей растущую зависимость Европы от российских энергоносителей.
Как результат, нефтепровод Одесса-Броды оставался сухим и простаивал более 2 лет, так как не имел доступа к каспийской нефти. С учетом того, что тогдашний правящий режим президента Леонида Кучмы политически ориентировался на Кремль, в 2004 году были подготовлены условия для того, чтобы использовать этот нефтепровод для транспортировки нефти "в обратном направлении". Вместо того чтобы качать каспийскую нефть в северном направлении, этот нефтепровод теперь качает российскую нефть в южном направлении, в Одессу, откуда она танкерами через Черноморские проливы экспортируется в бассейн Средиземного моря.
Главным пользователем нефтепровода в обратном направлении является российско-британская компания ТНК-BP. Подписанные в прошлом году соглашения предусматривают транспортировку на протяжении 3 лет 9 млн. т нефти ежегодно с российских месторождений, которые эксплуатируются ТНК-BP и другими российскими компаниями. Однако с того времени фактически транспортируемые объемы нефти составляют лишь небольшую часть этой цифры. Следовательно, этот нефтепровод эксплуатируется со значительными потерями для украинского правительства, которое не имеет возможности вернуть себе инвестиции или даже полностью оплатить эксплуатационные расходы.
Украинские официальные лица вполне правильно считают, что идея использования нефтепровода для транспортировки нефти в обратном направлении всегда была политически мотивированной - а именно, имела целью помешать первоначально задуманному использованию этого нефтепровода для транспортировки каспийской нефти в страны ЕС. Российские добытчики нефти почти не проявляют коммерческого интереса к нефтепроводу Одесса-Броды, который они используют в режиме неполной загрузки главным образом, чтобы заблокировать доступ к нему каспийской нефти.
На недавнем международном деловом форуме в Киеве специалисты Украины, Польши и Европейской комиссии возобновили переговоры по проекту продления данного нефтепровода. ЕС даже открыл кредитную линию для финансирования исследования технической осуществимости и коммерческой целесообразности продления этого нефтепровода в Польшу. Ожидается, что строительство займет 3 года и обойдется в 450-500 млн. евро. Получение нефти через Польшу по существующим нефтепроводам может представлять особый интерес для Германии.
Украинское правительство пытается заручиться обещанием поставлять для этого проекта 10 млн. т каспийской сырой нефти ежегодно, с гарантией непрерывности поставок. Украинские и польские деловые предложения базируются на ожидаемом росте добычи нефти в Казахстане примерно с 50 млн. т в настоящее время до 100 млн. т - к 2010 году. Разумеется, действительные потенциальные возможности увеличения добычи нефти в Казахстане являются также функцией наличия маршрутов ее транспортировки и потребителей и могут быть оценены до конца только после того, как Украина и Польша начнут переговоры об образовании консорциума с целью продления нефтепровода до Гданьска при поддержке ЕС.
Г-н Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко предлагают использовать нефть гигантского Тенгизского месторождения на северо-западе Казахстана, которое в основном принадлежит и эксплуатируется корпорацией "ChevronTexaco ". В данный момент тенгизская нефть перекачивается в Новороссийск, российский порт на Черном море, по магистральному нефтепроводу, который принадлежит и эксплуатируется Каспийским трубопроводным консорциумом (Caspian Pipeline Consortium, CPC), где главную роль играет корпорация "ExxonMobil". Украина намерена начать переговоры с добытчиками и транспортировщиками казахской нефти, правительством Казахстана и российской трубопроводной монополией "Транснефть", о том, чтобы транспортировать тенгизскую нефть из Новороссийска танкерами в Одессу. В качестве альтернативного варианта предлагается перевозить казахскую нефть танкерами по короткому транскаспийскому маршруту в Азербайджан и далее транспортировать ее по существующему нефтепроводу в грузинский черноморский порт Супса, откуда снова танкерами доставлять нефть в Одессу и далее в Польшу. Привлекательность этого последнего варианта имеет две стороны: он, во-первых, короче, чем маршрут через территорию России и, во-вторых, стал бы первым прямым связующим звеном между Каспийским бассейном и Европой. Как следствие, этому маршруту не угрожали бы российские политические манипуляции.
Г-н Ющенко обсуждал этот проект на встрече в Киеве с немецким и польским министрами иностранных дел, Йошкой Фишером (Joschka Fischer) и Адамом Ротфельдом (Adam Rotfeld). После было еще несколько других встреч. В конце марта нынешнего года польский президент Александр Квасьневский (Aleksander Kwasniewski) и г-н Ющенко обсуждали финансирование проекта, тогда как г-н Квасьневский и президент Азербайджана Ильхам Алиев изучали варианты транзита нефти в Одессу. Президенты Грузии и Казахстана, Михаил Саакашвили и Нурсултан Назарбаев, только что провели в Казахстане переговоры, на которых обсуждались возможности доставки нефти через Азербайджан и Супсу в Одессу.
Однако Москва почти наверняка будет и дальше противиться использованию нефтепровода Одесса-Броды для перекачки нефти в северном направлении и его продлению для доставки в Европу каспийской нефти. Вот почему такое важное значение имеет политическая поддержка Соединенных Штатов. В 2003 году вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) убедил тогдашнего премьер-министра Виктора Януковича отложить решение об обратном использовании нефтепровода в ожидании, когда поступят предложения о поставках нефти от американских компаний, действующих в Казахстане. Но режим Кучмы-Януковича проигнорировал это предложение и дал согласие на использование нефтепровода в обратном направлении для транспортировки российской нефти.
На этот раз Москва, возможно, выяснит, что объединенное давление Вашингтона, американских нефтяных компаний в Казахстане и стран, по которым должна транспортироваться нефть, а также стран - потребителей нефти слишком сильно, чтобы ему противостоять. Успех этого проекта, в конечном счете, позволит остановить тревожное скольжение Европы к чрезмерной зависимости от России в вопросах снабжения энергоносителями.