Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В России сочувствие смешивается с подозрениями

Православные высоко ценят папу Иоанна Павла, но тысячелетие взаимного недоверия между церквами дает о себе знать

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Павел Бусалаев, сорокатрехлетний иконописец, считает Иоанна Павла II 'выдающимся человеком: храбрым, светлым, проникнутым христианским духом'. Но стоит напомнить Бусалаеву о страстном желании покойного папы побывать в России и спросить, удастся ли новому понтифику осуществить эту мечту, и вы сразу наталкиваетесь на стену неприятия. 'Мы не ставим знак равенства между личностью папы и институтом, который он представлял

МОСКВА - Павел Бусалаев, сорокатрехлетний иконописец, считает Иоанна Павла II 'выдающимся человеком: храбрым, светлым, проникнутым христианским духом'. Но стоит напомнить Бусалаеву о страстном желании покойного папы побывать в России и спросить, удастся ли новому понтифику осуществить эту мечту, и вы сразу наталкиваетесь на стену неприятия. 'Мы не ставим знак равенства между личностью папы и институтом, который он представлял. Этот институт создавал нам серьезные проблемы и в последние годы неоднократно чинил нам обиды, - утверждает Бусалаев (его родители были убежденными коммунистами и он крестился тайно, в семнадцатилетнем возрасте, еще в советские времена). - Дело не в том, что мы не хотели, чтобы папа приехал, просто мы не могли принять католическую церковь и ее деятельность. И это нескоро изменится'.

Хотя многие россияне, в том числе президент Владимир Путин и патриарх Алексий II, выразили соболезнования в связи с кончиной Иоанна Павла, но подспудные подозрения, а в некоторых кругах - и враждебность, по отношению к католической церкви, способствуют сдержанности в оценках его деятельности. Взаимная вражда уходит корнями еще во времена 'Великой схизмы' 1054 г. - разделения христианской церкви на Западную и Восточную. После распада СССР напряженность во взаимоотношениях между церквами усилилась.

В этот период Русская православная церковь, утверждающая, что количество ее последователей составляет 100 миллионов человек, вновь укрепила свое влияние на жизнь страны, и пришла к выводу, что возрождающиеся, но все еще очень слабые структуры Римско-католической церкви в России покушаются на ее паству. 'Католики действуют так, как будто здесь вообще нет никакой другой церкви', - говорит отец Игорь Выжанов, исполняющий обязанности секретаря Отдела внешних церковных связей Московской патриархии. Русская православная церковь, отмечает он, имеет тысячелетнюю историю, 'на что они просто не обращают внимания, занимаясь миссионерской деятельностью'.

У католической церкви в России имеется около 500000 последователей; ее священнослужители отрицают, что занимаются прозелитизмом в этой стране. Официальный представитель Московской архиепархии высказал предположение, что на самом деле проблема связана с разногласиями внутри самой Русской православной церкви относительно характера отношений с Ватиканом и его структурами в России.

'Наша единственная цель состоит в том, чтобы вести пасторскую работу среди католиков', - заявил отец Игорь Ковалевский, священник католического прихода Людовика Святого в Москве. По словам Ковалевского, в российской столице католичество принимают не более 40-50 человек в год, и все они приходят в храм по собственной воле. 'Если бы мы хотели обратить больше москвичей в католичество и занимались так называемым прозелитизмом, то эти цифры означали мы, что мы не умеем делать свою работу, - отметил он. - Но на самом деле враждебность православной церкви обусловлена другими мотивами - богословскими и националистическими'.

Разделение церквей на западную и восточную началось с того, что представитель папы отлучил от церкви патриарха Константинопольского. После этого почти тысячу лет католическая церковь и различные православные церкви Восточного чина считали друг друга еретиками. Последователи этих церквей периодически воевали друг с другом. Так, в ходе Четвертого крестового похода войско рыцарей-католиков разграбило Константинополь.

В России к началу 1960х гг. все христиане сплотились перед лицом антирелигиозной политики коммунистического режима, и в отношениях между Русской православной церковью и Ватиканом наступила 'оттепель'.

Однако в начале 1990х гг. традиционная вражда вновь выплеснулась наружу на независимой Украине, где приверженцы так называемой греко-католической церкви, которых советский диктатор Иосиф Сталин в 1946 г. вынудил подчиниться Московской патриархии, вернулись в лоно католической церкви, порой прибегая к насильственному захвату своей прежней собственности. Эти события до сих пор вызывают у православных гнев; в какой-то степени они способствовали враждебному отношению в России к новому украинскому президенту Виктору Ющенко, который пользовался мощной поддержкой греко-католической общины на Западной Украине. 'Посмотрите, что творится на Украине, хотя бы на последние события - католическая церковь способствует расколу страны', - говорит тридцатидвухлетняя журналистка Алиса Струкова, православная по вероисповеданию.

В 2002 г. Ватикан создал на территории России четыре епархии и назначил главу российских католиков архиепископа Тадеуша Кондрусевича митрополитом Московским. Православная церковь, рассматривая эти шаги как проявление экспансионизма, организовала в ряде российских городов акции протеста. Некоторым католическим священникам, подавляющее большинство из которых - иностранцы, было отказано во въездных визах (в том числе одному поляку-епископу).

Иоанн Павел неоднократно выражал желание посетить Россию, и принес извинения за прегрешения католической церкви против православных. Он побывал в ряде других стран, где преобладает православная вера, в том числе на Украине, в Греции и Румынии. Однако Россия так и осталась для него 'запретной территорией'.

Путин, дважды встречавшийся с папой в Ватикане, говорил, что будет рад принять его у себя в стране, но только после того, как на визит даст согласие православная церковь. 'Я остаюсь неисправимым оптимистом', - заметил на этой неделе архиепископ Тадеуш Кондрусевич, отвечая на вопрос журналиста о возможном визите следующего папы в Москву.

По словам Анатолия Красикова, главы центра социально-религиозных исследований московского Института Европы, патриарх Алексий II неоднократно проявлял искренний интерес к такому визиту, но ему ни разу не удалось преодолеть негативной позиции православного духовенства. 'Патриархия не обладает неограниченной властью, - заметил Красиков (сам он православный, но неоднократно удостаивался аудиенции у папы). - В церкви есть реакционеры, которым повсюду мерещатся враги'.

После смерти папы наиболее экстремальным проявлением такой позиции стала попытка одного из депутатов российского парламента запретить освещение его похорон российскими СМИ. Что же касается самой православной церкви, то в публичных заявлениях она выражала скорбь в связи с кончиной понтифика, но при этом не скрывала и своего недовольства действиями католической церкви. 'Я искренне надеюсь, что новый Святой Отец Римско-католической церкви будет способствовать развитию отношений с православной церковью в позитивном направлении, - отметил патриарх Алексий в интервью итальянской газете 'Corriere della Serra', - и проявит необходимую мудрость и такт'.