Х.Фурута - профессор университета Цукуба
В Корее [здесь и далее имеется в виду Республика Корея] и в Китае идет масштабная критика Японии в связи с проблемой островов Такэсима и учебников истории. В чем заключается культурная основа часто возникающих в Восточной Азии антияпонских настроений?
Когда эти настроения выходят наружу, японцы либо, не понимая их сути, смущаются и начинают испытывать определенный страх, либо осознает необходимость признания и искупления вины. Однако на самом деле движения в Китае и Корее являются одним из основных для этих стран способом восприятия мира, реакции на мир. В частности, в случае с Китаем подобные явления просто неотделимы от китайского мировоззрения, и необходимо быть готовыми к тому, что, независимо от реакции Японии, они будут проявляться и в дальнейшем.
Культуре Восточной Азии свойственна конфуцианская компонента. Общепринятым эталоном выступают нормы поведения, определяемые таким понятием конфуцианской морали, как 'почтительность'. С точки зрения Китая и Кореи, рассматривающих себя в качестве центра мира, Япония выступает как варварская страна, не имеющая представления о почтительности. И эту страну надо морально воспитывать. Согласно этой теории, побежденная в войне и одним рывком поднявшая уровень своей экономики Япония вызывает противоречивое отношение своих соседей.
Как объект критики Япония позиционируется морально ущербной. Соответственно критикующие, которые видят свою превосходство именно с этой, моральной стороны, считают, что в отношении Японии можно говорить и делать, все что угодно. Таков их традиционный образ мысли, и в данной связи любое движение Японии, будь то признание собственной истории или инициатива вступить в число постоянных членов Совета Безопасности ООН, сопровождается шумихой со стороны антияпонских движений.
Китай и Корея говорят о тенденции к правому уклону японской политики, о национализме. Однако напротив, в самих этих странах с момента окончания идеологического противостояния холодной войны наблюдается стремительный рост национализма. Для того чтобы избежать бессмысленной борьбы, им необходимо сдерживать чрезмерные националистические настроения.
Всегда и везде отношение к деяниям прошлого вырабатывается параллельно. Признание вины будет всегда недостаточным, и не может окончательным решением проблем. И японцы уже начинают это осознавать.
Общение с соседними странами в Восточной Азии обычно сводится к тому, чтобы хорошо выслушать требование собеседника, поправить его ошибки, и изо всех сил настаивать на выполнении своих требований. Игнорирование [мнения собеседника] является далеко не лучшим способом [ведения диалога], тогда наступает момент для прений, которые, как считается, не приводят к решению. Однако именно в этой ситуации можно найти обоюдную перспективу. Поговорка 'Мир прежде всего' применима лишь внутри самой Японии, поэтому именно спор становится началом [диалога].