Вашингтон, 15 апреля (UPI) - Соединенные Штаты должны ответить на вызовы сегодняшнего дня и на новые требования, предъявляемые нашей регулярной армии и резерву. Независимо от того, как мы оказались в таком положении, и можем ли мы себе позволить сегодняшнее стратегическое развертывание войск, несомненно одно: наиболее важные компоненты нашей военной структуры испытывают значительные перегрузки.
Более того, то, как мы воюем в Ираке и Афганистане, является нарушением так называемого 'социального контракта', который многих привел в наши вооруженные силы, полностью комплектуемые на добровольной основе. А это, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на комплектование личным составом и на сохранение кадрового состава вооруженных сил.
Мы нарушаем важные элементы, влияющие на поддержание боевой готовности, не проводя капитального ремонта оборудования. Задолженность страны перед военным ведомством по оборонным заказам приближается к 100 миллиардам долларов. У части наших военно-транспортных самолетов скоро буквально начнут отваливаться крылья. Намного увеличился износ большей части действующей боевой техники и вооружения наших сухопутных войск.
Однако матчасть - это лишь вопрос времени и денег. Гораздо важнее здесь люди - во всех смыслах. У нас нарастают проблемы, связанные с боеспособностью, а это главный аспект в военном деле. И вызваны они тем, что война в Ираке заставляет страну с максимальной нагрузкой использовать часть наших сил. А все потому, что общая структура вооруженных сил предназначена для ведения других войн и для выполнения других задач.
В ближайшем будущем эта война, не пользующая особой популярностью, неизбежно окажет негативное воздействие на укомплектование личным составом. Особенно это относится к расово-национальным меньшинствам, представители которых рассматривают военную службу в мирное время в качестве возможности продвижения наверх, а также к тем людям, которые идут в армию для получения средств на дальнейшее образование и для карьерного роста.
Это не просто 'механическая' проблема набора и продления срока службы. Мы заключили неписаный социальный контракт с людьми, добровольно пришедшими на службу. Патриотизм - очень серьезный мотив. Однако люди приходят в армию также и из-за этого контракта, который говорит: вооруженные силы США дадут вам определенные привилегии, которые станут компенсацией за ваши неудобства и за риск.
Этот социальный контракт усиливается тем обстоятельством, что добровольцы, комплектующие наши вооруженные силы, очень неравномерно представляют американское общество:
-представители меньшинств приходят в армию, чтобы получить возможность для продвижения наверх, поскольку наше гражданское общество, пусть лишь в небольшой степени, но все же дискриминирует их;
-малообеспеченные американцы поступают на службу, чтобы получить льготы для поступления в колледж и возможность карьерного роста;
-продлевают срок службы, поступают на службу в Национальную Гвардию и в резерв в основном те, кто уже послужил в войсках;
-другие идут на службу в Национальную Гвардию, поскольку считают, что смогут получить дополнительный источник дохода или накопить немного денег, и что такая служба не будет отнимать у них слишком много времени и мешать основной работе и карьере.
На практике этот социальный контракт, который позволяет нам иметь высокопрофессиональную и грамотную армию, формируемую на добровольной основе, также включает в себя определенные 'семейные ценности'. Американские вооруженные силы - это структура, для которой важнейшими факторами являются родители, жены, мужья и дети военнослужащих. Родители хотят верить в то, что новобранцы будут подвергнуты приемлемому риску и нагрузкам, не более того. Создаются семьи (а у нас очень большая часть военнослужащих жената или замужем), у каждого члена семьи своя работа и своя карьера. В случае с резервистами и военнослужащими Национальной Гвардии главной является гражданская карьера, это тот центр, вокруг которого строится их жизнь.
Государство может нарушить данный контракт в условиях, когда военное руководство полагает: эта война настолько опасна, она настолько угрожает нации, что армия готова пойти на любые жертвы. Однако, Ирак - далеко не такой конфликт. В этой войне наши военнослужащие расплачиваются своей кровью и потом за те проблемы, которые существуют в структурной организации вооруженных сил. Сроки службы продляются насильственно, военнослужащие очень часто перебрасываются с места на место.
-Тридцать семь процентов военнослужащих, находящихся на действительной военной службе в сухопутных войсках, с сентября 2001 года уже не по одному разу побывали в Ираке и Афганистане. В Национальной Гвардии эта цифра составляет 30 процентов, а в резерве сухопутных войск 34 процента.
- То же самое относится к 28 процентам находящихся на действительной службе морских пехотинцев и к 12 процентам резервистов из корпуса морской пехоты.
- Это относится к 33 процентам находящихся на действительной военной службе представителей ВВС, к 47 процентам личного состава ВВС Национальной Гвардии и к 49 процентам резервистов ВВС резерва.
- Более 80 процентов частей и подразделений Национальной Гвардии и 60 процентов частей и подразделений резерва сухопутных войск отмобилизованы и находятся в этом состоянии уже большую часть времени, установленного соответствующим приказом о мобилизации в чрезвычайной ситуации.
- Война в Ираке и Афганистане накладывает чрезмерную нагрузку на ключевые составляющие резервов - особенно это касается военно-учетных специальностей, требующих высокой степени интеллекта, а также специалистов из военно-транспортной авиации.
- Соединенным Штатам пришлось развернуть, хотя бы частично, подразделения самых боеспособных батальонов Национальной Гвардии и резерва.
Если взглянуть на нынешний набор, информация может оказаться довольно неоднозначной, однако тенденции вряд ли вас порадуют:
- Комплектование личным составом и продление сроков службы пока не представляет большой проблемы, если говорить чисто арифметически, однако обнаруживаются негативные тенденции. Да, сухопутные войска получили в 2004 году 94 процента требуемого количества новобранцев. На 96 процентов выполнен план по продлению сроков службы. Однако на протяжении нескольких месяцев 2004 года показатели были очень плохими, а в 2005 году они неуклонно снижаются. План комплектования сухопутных войск на март составлял 6 800 новобранцев, но он был недовыполнен на 2 150 человек. В том же месяце резерв сухопутных войск недосчитался 739 человек из требуемых 1600.
- Военное руководство также было вынуждено ввести крупные поощрительные вознаграждения. При продлении контракта на службу ветераны войск специального назначения получают вознаграждение в сумме до 150 000 долларов. Новобранцы при продлении срока службы могут заработать до 20 000 долларов. Сухопутные войска увеличили общее количество вербовщиков с пяти до шести тысяч человек, оно также начало нанимать вербовщиков из числа гражданских лиц. В сухопутных войсках Национальной Гвардии численность вербовщиков в некоторых местах пришлось увеличить до 30 процентов.
- Сухопутные войска по-прежнему набирают 90 и более процентов новобранцев из числа выпускников высшей школы, однако количество 'отказников', набранных из этого числа, возросло до 9 процентов; доля новобранцев с результатами тестирования по четвертой категории (самая низшая категория интеллектуального развития, граничащая с патологией - прим. пер.) увеличилась с 0,6 до 1,8 процента.
- Сухопутные войска перенесли плановые сроки увольнения 30 000 личного состава с 2006-2007 годов на 2009 год.
- Комплектование личным составом в сухопутных войсках снижается, но пока оно не достигло критической отметки. Вместе с тем, сухопутные войска и другие виды вооруженных сил и рода войск были вынуждены существенно увеличить количество вербовщиков и денежные вознаграждения. У вербовщиков в прошлом году были довольно тяжелые месяцы.
- Процент комплектования в ВВС снизился со 111 в 2004 году до 82 за первые два месяца 2005 года.
- В сухопутных войсках Национальной Гвардии и в резерве налицо крупная проблема. Они составляют треть контингента в Ираке, однако планы набора и продления сроков службы у них выполнены только на 75 процентов.
- В ВВС Национальной Гвардии и резерва очень много летчиков, планирующих уходить, а они очень важны для обеспечения нормальной работы военно-транспортной авиации и для нормального функционирования ВВС. Возглавляющий Национальную Гвардию генерал-лейтенант Джеймс Хемли даже назвал свои формирования 'разваливающимися'.
- Проблемы сокращения численности личного состава и прочие трудности, влияющие на действующие вооруженные силы, оказывают свое негативное влияние и на формирование резерва - ведь он на 60 процентов формируется за счет уволенных с действительной военной службы.
Когда говорят о 'чрезмерной нагрузке', становится ясно, что значительная часть вооруженных сил испытывает такую нагрузку в плане человеческого фактора, причем независимо от того, что говорят общие цифры показателей статистики. Совершенно ясно, что данная тенденция начинает оказывать влияние на нашу способность сохранять полностью добровольный принцип комплектования.
Однако еще важнее другой аспект. Возникают важные вопросы об этической и моральной стороне формирования вооруженных сил США. Как много можно требовать от небольшой части наших граждан, рискующих своими жизнями в армии, полностью комплектуемой на добровольной основе?
Возвращение к призыву есть возврат в эпоху нереальных войн, когда не существовало очевидной угрозы существованию Соединенных Штатов. Это будет просто означать, что профессиональную армию наводнят неопытные военнослужащие короткого срока службы, не желающие в этой армии служить.
Далеко не ясно, оправдают ли такие новобранцы за короткий срок службы затраченные на них средства, станет ли набор 'рентабельным' делом. Может быть, продуктивнее будет заплатить за ту же работу гражданским лицам - ведь вряд ли на это уйдет намного больше средств? Кроме того, понадобятся дополнительные кадры профессиональных военных для обучения и управления всей этой массой, что также создаст новые трудности и может свести на нет все усилия в этом направлении.
Решение данной проблемы состоит в сочетании четырех направлений деятельности.
- Первое, необходимо провести организационно-штатные изменения в действующей армии и в резерве, чтобы свести к минимуму нагрузки, связанные с ротационными заменами военнослужащих и их службой, а также создать подразделения и части, в большей степени отвечающие требованиям по развертыванию и подходящие для решения сегодняшних задач, а не задач эпохи холодной войны.
- Второе, следует пересмотреть планы действий в чрезвычайных обстоятельствах, чтобы сроки развертывания действующих и резервных частей и подразделений были приведены в соответствие. Следует четко определить и ясно указать сроки и периодичность боевого развертывания частей и подразделений, сделав это неотъемлемой частью оперативного и мобилизационного планирования.
- Третье, надо провести реорганизацию Национальной Гвардии и резервов, отказаться от концепции 'общей силы', когда кадровые военные и резервисты смешиваются в одну кучу. Необходимо четко определить правила нахождения в резерве, чтобы большая его часть задействовалась на короткие промежутки времени в ограниченных войнах. А люди должны иметь возможность добровольно идти в части, которые привлекаются к выполнению боевых задач чаще и на более продолжительные сроки - и получать за это соответствующее денежное довольствие.
- Четвертое, необходимо иметь ясные планы по денежному довольствию и вознаграждениям за более длительное и более частое пребывание на действительной службе и в горячих точках. В этих планах должно быть четко указано, что государство берет на себя обязательство перед военнослужащими выплачивать им достойное денежное довольствие и надбавки, а также предоставлять льготы, если ему придется нарушить неписаный социальный контракт, являющийся важнейшей частью добровольного принципа комплектования вооруженных сил.
Эти меры не являются ответом на более фундаментальный вопрос об этике и морали, когда небольшая часть граждан страны получает деньги за то, что возлагает на себя тяжелейшую гражданскую ношу. Факт остается фактом: мы давно прибегаем к такому способу и в законодательстве, и в реагировании на чрезвычайные ситуации. Возможно, с этической и моральной точки зрения это не очень хорошо, однако с практической точки зрения это кажется неизбежным.
Энтони Кордсман возглавляет кафедру стратегии в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований