Бишкек, Кыргызстан. Комната, выкрашенная белым. Посреди комнаты - покрытый татуировками грузин; его бьет неудержимая дрожь. Его глаза закатились, спина изогнулась, руки, которые он держит перед собой, ходят ходуном - как будто его пытают током. За его спиной стоит другой человек - монголоидного типа, абсолютно лысый, с черными пронизывающими глазами. Он кричит прямо в ухо бьющегося в конвульсиях грузина - каждое слово, как удар плетью: 'Всю дрянь - из организма вон! Ты сильный, в тебе есть энергия! Помоги себе сам!' Он повторяет это вновь и вновь, затем по телу грузина проходит судорога, и он в трансе оседает на пол. Его кладут на носилки, выносят из комнаты и кладут на кровать с высокими металлическими бортами.
Человек с пронзительным взглядом - Дженишбек Назаралиев, бишкекский 'кудесник', утверждающий, что с помощью разработанного им уникального метода гипноза вылечил в своем медицинском центре более 15000 человек из разных стран мира, страдавших наркозависимостью. А еще Назаралиев утверждает, что именно он стал главной движущей силой мартовской революции в Кыргызстане, покончившей с властью президента Аскара Акаева и его семьи. 'Я 'поимел' Акаева, я сделал эту революцию', - гордо заявил он мне через несколько дней после падения режима.
Роза Отунбаева - один из главных стратегов киргизской революции и новый министр иностранных дел, рассказывает: 'В последние недели вклад Назаралиева был решающим'. Экс-президент Аскар Акаев также считает, что Назаралиев сыграл ключевую роль в его свержении. В недавнем интервью российским СМИ Акаев выступил с довольно необычным заявлением: по его словам, среди тысячной толпы демонстрантов, захвативших 24 марта Белый дом - резиденцию правительства - были наркоманы из центра Назаралиева, превращенные в своеобразную армию зомби с 'установкой' на его свержение.
Назаралиев основал свой медицинский центр в Бишкеке еще в 19901 г.; сегодня он приобрел большую известность по всей территории бывшего СССР, где свирепствует наркомания. Его деятельность основана на сочетании традиционных и новаторских методов лечения наркозависимости. Пациенту вводится доза атропина - лекарства, получаемого из ядовитого растения паслен, ускоряющего сердцебиение и способного вызывать галлюцинации. Затем пациент подвергается ряду дезориентирующих процедур, пока его не начинают бить дрожь и конвульсии. В этот момент, когда больной приобретает максимальную восприимчивость, в комнату вбегает сам Назаралиев. Он кругами ходит вокруг пациента, ритмично и нараспев - будто читает заклинания - призывая его избавиться от дурных привычек и мобилизовать внутренние ресурсы своего организма. Юольной впадает в забытье, а затем, очнувшись через несколько часов, ощущает себя совсем другим человеком.
Критики Назаралиева, к которым относится и бывший президент Акаев, называют его метод шарлатанским - шаманством, замаскированным под науку. Самого Назаралиева упреки в шаманстве нисколько не смущают. Он считает себя наследником древних традиций киргизских 'бакши' - шаманов-лекарей. Даже его кабинет - похоже, намеренно - выглядит так, чтобы подчеркнуть его репутацию 'мага'. Стены размалеваны странными символами и изречениями. За письменным столом висит плакат, изображающий индийского мудреца с пристальным взглядом, а на самом столе расставлены статуэтки будды, индийских богов и разложены психоделические рисунки.
Назаралиев стоит посреди комнаты, улыбаясь до ушей. Похоже, ему нравится давать интервью - в Кыргызстане, он, пожалуй, самая большая знаменитость, и считает себя неким 'законодателем мод' в масштабе всей страны. Помимо медицинского центра, ему принадлежат две радиостанции, суси-бар и ресторан европейской кухни с безбожно завышенными ценами. Кроме того, Назаралиев написал книгу о международной наркоторговле под названием 'Смертоносные маки' - он с удовольствием дарит ее гостям. Я получил ее, как только переступил порог кабинета: несколько лет назад, когда Назаралиев побывал в России, он преподнес президенту Путину аж 500 экземпляров.
Назаралиев без ложной скромности рассказывает о своих целительских способностях. 'Одно мое прикосновение равняется месяцу пребывания в клинике', - говорит он. В ответ на мой вопрос, существует ли в его центре 'культ личности', он радостно восклицает: 'Конечно! Все приходят сюда благодаря моему имени. Самое главное в лечении - личность наставника'. Он делает паузу, задумывается: 'Я не Наполеон или Гитлер - они энергично создавали культ собственный личности. Просто Назаралиев, похоже, представляется пациентам и их родным весьма интересным человеком'. Настолько интересным, что больные готовы выложить по 4500 долларов за тридцатидневный курс лечения, кульминация которого - личная встреча с маэстро - занимает всего несколько минут. 'Чтобы о вас ходили легенды, надо создать вокруг себя атмосферу неприступности', - объясняет он мне.
Многих пациентов и их родных результаты лечения приводят в такой восторг, что они преподносят Назаралиеву богатые дары - спортивную машину, даже квартиру в Москве. Другие жертвуют деньги для осуществления последнего назаралиевского проекта - строительства четырех храмов на склоне горы Таштар-Ата.
Внезапное появление доктора на политической арене состоялось в феврале - накануне парламентских выборов, в ходе которых президент Акаев сделал шаг, вызвавший немало нареканий - выдвинул двух своих детей кандидатами в депутаты, одновременно не допустив к участию в выборах лидеров оппозиции.
23 февраля Назаралиев опубликовал в крупнейшей оппозиционной газете 'МСН' открытое письмо. Текст сопровождался многочисленными снимками целителя вместе с выдающимися деятелями мирового масштаба - Горбачевым, Кофи Аннаном, Далай-ламой - подчеркивая тем самым его международную известность. В письме Назаралиев пообещал, что, как и все уважающие себя люди, покинет Кыргызстан, если акаевский режим останется у власти, а 'те, кто останется, будут убивать друг друга лопатами'.
Он обвинил акаевский режим в том, что 90% его заявлений - лживы, и подытожил ситуацию: если президенту будет позволено продолжать свою губительную политику, киргизский народ просто исчезнет с лица земли. Назаралиев призвал читателя - в выражениях, напоминающих его гипнотические сеансы, сказать 'нет' Акаеву: 'Помни - ты сильный человек!' Что же спровоцировало эти публичные нападки? Представители акаевского правительства утверждали, что эту акцию проплатили американцы. Другие предполагали, что власть вознамерилась наложить лапу на его бизнес. Сам Назаралиев говорит, что просто хотел отстоять демократию в стране. Кроме того, между ним и Акаевым, похоже, давно пробежала черная кошка - по словам доктора, президент завидовал его славе.
Роза Отунбаева - они с Назаралиевым близкие друзья - рассказывает: 'В последние недели перед революцией у меня состоялось несколько тайных встреч с Назаралиевым: мы тогда оба были в подполье. Он очень помог оппозиции. Проблема была вот в чем: нам было очень трудно 'раскачать' людей по всей стране. Все деятели культуры поддерживали Акаева. Назаралиев же, напротив, выступил с несколькими шокирующе резкими заявлениями. Он - личность популярная, а потому пользуется большим влиянием среди молодежи'.
После 23 февраля Назаралиев обрушил на президента еще два эпистолярных 'залпа'. Сначала он заявил: 'Президент Кыргызской республики и его люди - в полном дерьме'. Последнее его письмо было, мягко говоря, еще экстравагантнее. Если Акаев уйдет, говорилось в этом послании, у каждого простого киргиза появится 'хороший дом, как минимум две машины, а ваши дети смогут учиться в Москве или за границей - в Америке и Европе!' Он предложил Акаеву уйти добровольно, если тот не хочет, чтобы его 'постигла судьба Чаушеску'.
Назаралиев описывает свои 'политтехногии' как шаманский 'волевой поединок': изгнание злого колдуна, наложившего заклятие на общину. Он говорит: 'Главная идея состояла в том, чтобы уничтожить Акаева как личность. Киргизами владеет необъяснимый страх перед теми, кто находится у власти. Но Акаев - женоподобный человек, игрушка в руках собственной семьи. У него никогда не было собственного мнения'. Своими нападками, утверждает Назаралиев, он пробудил киргизский народ от рабской пассивности: 'Я добился этой реакции. Без Назаралиева бишкекцы никогда бы не восстали, потому что все они - уютно устроившиеся эгоцентрики. Я пробил броню их благодушия, я шокировал их, и они очнулись от спячки'.
Накануне захвата Белого дома принадлежащая Назаралиеву станция 'Радио Макс' передала более 100 обращений доктора, призывавшего людей 'проснуться и встать на борьбу', присоединиться к завтрашней демонстрации перед зданием клиники. В четверг 24 марта у наркологического центра собралось более 3000 человек - это была первая крупная демонстрация в Бишкеке. Перед собравшимися выступили лидеры оппозиции. Затем толпа направилась к Белому дому, присоединившись к тысячам демонстрантов, прибывших с юга - из Оша и Джалал-абада.
По словам Розы Отунбаевой, оппозиция планировала, как на Украине, продолжать мирный митинг перед Белым домом до тех пор, пока Акаев не уступит требованиям демонстрантов. Однако 24 марта Назаралиев заявил одному российскому журналисту, что план, как он понимает, заключается в том, чтобы 'смести режим прямо сегодня'.
Демонстранты стояли возле Белого дома, и вдруг толпу стала теснить группа спортсменов-борцов, вооруженных дубинками. 'Я позвонил председателю Совета национальной безопасности, - рассказывает Назаралиев, - и велел ему отозвать спортсменов. Я сказал, что в моем распоряжении сотня снайперов из русской мафии, которые держат каждого из них на мушке. Я решил их запугать: ведь они считают, что я тесно связан с мафией'.
В своей книге Назаралиев упоминает о том, что многие из его пациентов - видные фигуры преступного мира. Во время нашей встречи он сам был одет как мафиозо - спортивный костюм, на голове бейсболка. По двору клиники бродили четверо громил в черных пальто, а среди статуэток Будды на его письменном столе валялся автоматный магазин. Он объяснил, что до недавнего времени вынужден был скрываться, потому что власти замышляли его убийство, и последние три недели не расставался с автоматом.
По словам Назаралиева, с борцами, нанятыми правительством, восставшие справились быстро: 'Психологически мы были сильнее, и наш дух возобладал'. Обмолвился он и о том, что у оппозиции были собственные борцы - их привел Байарман Экенбаев - сомнительная личность из Оша, родного города Назаралиева: восхождение этого человека на политический Олимп после революции вызвало озабоченность у некоторых западных послов.
После молниеносной победы революции оценка Назаралиевым своих способностей, скажем так, еще больше возросла: 'Я объединил племена страны. Каждой стране нужен человек, способный сделать это - как Жанна д'Арк объединила Францию'. Так что же, он считает себя 'киргизской Жанной д'Арк'? 'Пожалуй нет. Ее ведь на костре сожгли. Но именно от моего слова зависит, кто станет следующим президентом'.
Однако, спустя несколько дней, когда я позвонил Назаралиеву, чтобы встретиться еще раз, мне сказали, что он снова ушел в подполье, что его жизнь в опасности. 'Он отправился в круиз - в Турцию и Чехословакию', - сказал его помощник. От кого он бежит на этот раз? От 'недобитков' акаевского режима? Или завистливых соперников из рядов оппозиции? А может быть, от своих пресловутых мафиозных дружков? И какой может быть круиз 'по Турции и Чехословакии'? Назаралиева - человека-легенду - вновь окружают загадки.