Аукцион заставил отправиться в путь и генерального директора. 7 апреля Министерство природных ресурсов собиралось выставить на конкурс лицензию на освоение одного месторождения угля. Андреа Клаварино (Andrea Clavarino), глава итальянского концерна Coeclerici, приехал в Москву лично, чтобы понаблюдать за результатом гонки, призом в которой является месторождение угля в Кемеровской области, по существующей оценке с запасами 330 миллионов тонн. Но дело до этого не дошло. Аукцион перенесли.
Назначенный на 30 марта аукцион, связанный с месторождениями нефти имени Требса и Титова в Баренцевом море, тоже отложен на какой-то срок: в данном случае с предложением выступает нефтяной концерн ТНК-ВР, собственником которого является наполовину концерн British Petroleum. Неожиданно отменен также аукцион по газовому месторождению 'Лодочное' в Красноярском крае в Сибири.
Это произошло 'по приказу государства'. Оно, очевидно, 'не хотело, чтобы иностранцы' вмешивались, цитирует газета 'Известия' Анатолия Ледовских, высокопоставленного чиновника из Министерства природных ресурсов. Нежелательно не только участие в аукционах, точнее - больше нежелательна победа иностранных инвесторов. По крайней мере, если речь идет о природных ресурсах или о промышленности, которые Кремль считает стратегически важными.
Бюрократы против концерна Siemens
Новую политику пришлось ощутить на себе и концерну Siemens. В среду на прошлой неделе антимонопольное ведомство России отказало немецкому технологическому концерну в увеличении пакета акций в капитале фирмы 'Силовые машины' с пяти почти до 75 процентов и, таким образом, - в получении контроля над ведущим производителем турбин в стране.
При этом летом 2004 года концерн Siemens и контролирующий сегодня предприятие олигарх Владимир Потанин получили согласие президента Путина на сделку. Однако в середине декабря влиятельные бюрократы начали настраивать Путина против сделки: например, Илья Клебанов, уполномоченный Кремля на северо-западе России, а раньше, будучи вице-премьером, - лоббист тяжелой и оборонной промышленности. В письме Путину Клебанов указал на то, что продукция предприятия используется также в военных целях: дочерние фирмы поставляют генераторы для российских подводных лодок и узлы для межконтинентальных баллистических ракет 'Тополь-М'. Поэтому, дескать, немецкое участие нежелательно. К этому мнению присоединилось также Министерство промышленности, которому Путин поручил проведение экспертизы. В конечном счете, концерн Siemens поддержал только один министр экономики Герман Греф.
Ограничение или запрет иностранных инвестиций в стратегически важных отраслях имеют в России столетнюю традицию. Президент Путин все больше прислушивается, прежде всего, к силовикам, бывшим сотрудникам спецслужб и военным, в Кремле и в правительстве, выступающим за усиление государственного контроля в экономике. Сам глава государства осенью прошлого года восхвалял китайское руководство, отказывающее иностранцам в контроле над ключевыми отраслями промышленности.
Впрочем, специалисты, хорошо знающие экономику и журналисты, такие, как экономический обозреватель Юлия Латынина, видят в подчеркивании якобы стратегических государственных интересов предлог, используемый силовиками и связанными с ними предпринимателями для устранения неугодных конкурентов.
Например, аукцион по нефтегазовому месторождению был отменен, согласно газете 'Известия', после того, как государственная компания 'Роснефть' попросила Министерство природных ресурсов отложить конкурс, так как ей, мол, сначала надо найти для него деньги. Говорят, что глава 'Роснефти' Сергей Богданчиков был одним из организаторов акции против нефтяного концерна ЮКОС с тем, чтобы прибрать к рукам компанию 'Юганскнефтегаз' - филейный кусок от крупнейшего в свое время нефтяного концерна России.
Лицензии только для российских фирм
А сопротивление передаче предприятия 'Силовые машины' концерну Siemens было организовано, согласно газете 'Коммерсант', концерном 'Базисный элемент' олигарха Олега Дерипаски, который хотел бы приобрести 'Силовые машины' сам. Министр экономики Греф, правда, надеется, что Siemens получит шанс сделать еще один заход, возможно с использованием иной общественно-правовой структуры.
Отмена аукциона по месторождению угля наводит на мысль, что произошла она после появления российского конкурента. Еще 11 февраля министр природных ресурсов Юрий Трутнев выступил за то, чтобы лицензии на освоение стратегически важных месторождений и добычу полезных ископаемых выдавались в основном российским фирмам. Правительство поддержало эту точку зрения и уже направило в парламент соответствующий проект закона 'О полезных ископаемых'. Но месторождение угля не входит в разряд стратегически важных месторождений, определенных министерством. Официально отмену аукциона министерство Трутнева обосновало тем, что якобы накануне поступила жалоба из-за неопределенности в отношениях собственности в угледобывающей промышленности.
'Несколько странно, что мнимый собственник появляется за день до аукциона, - сказал глава итальянского концерна корреспонденту Moscow Times. Правительство России, в частности, много говорит о прозрачности. - Но де-факто иностранные фирмы лицензии никогда не получат'.