На следующих выборах в Думу кандидатов по одномандатным округам больше не будет. Только кандидаты по партийным спискам смогут, согласно новому закону, попасть в парламент. Поскольку в России весьма распространено угодничество и культ личности, то эту реформу можно было бы интерпретировать как попытку придать российскому парламентаризму рациональный компонент, короче говоря, добиться профессионализации вместо персонификации. Но, на самом деле, все не так. Даже если Кремль пытается оправдать происходящее подобными умозаключениями.
Эта реформа - еще один элемент проекта Путина по уничтожению демократического фундамента, созданного в 90-е годы. При этом Дума стала подразделением кремлевской администрации, которая давно уже контролируюет две трети депутатов. Дума давно уже нейтрализована. И прежде не приходилось говорить о партийной демократии в западном понимании этого слова. Но все же были какие-то ростки, а также правовые и институционные условия. Введение 7-процентного барьера и запрет на создание многопартийных блоков обеспечат такое положение, когда противовеса автократичным демагогам-националистам совсем не будет. Даже горстку независимых кандидатов, напоминающих время от времени в парламенте, что речь идет о народном представительстве, власть воспринимает как неконтролируемый фактор риска.
Реформа больше не затрагивает избирателя. И все же он реагирует, отказываясь быть статистом в избирательном театре, организованном Москвой. Отсюда Кремль может почерпнуть оправдание своей следующей реформы - отмены выборов как таковых. Тем самым, наконец-то, сможет сбыться утверждение политической элиты о том, что страна не созрела для демократии. Но население созрело для демократии, оно все больше понимает, что политики не имеют к избирателю ничего, кроме как глубокого неуважения.