Вряд ли кого-нибудь способна вдохновить такая формулировка: 'Нам более или менее удалось прийти к соглашению относительно политических параметров и основополагающих принципов урегулирования пограничного спора'. Однако для тех, кто надеется, что их дети или внуки не станут жертвами третьей мировой войны, это заявление председателя Совета национальной безопасности Индии М.К. Нараянана (M. K. Narayanan), с которым он выступил в воскресенье, в ходе четырехдневного визита в страну китайского премьера Вэн Цзябао (Wen Jiabao) - уже хорошая новость.
Индии и Китаю придется провести еще не один раунд переговоров, прежде чем они смогут приступить к демаркации протяженной общей границы в Гималаях: именно споры из-за нее привели в 1962 г. к короткому пограничному конфликту между двумя азиатскими гигантами. Впрочем, даже этого будет недостаточно, чтобы исключить конфронтацию между Китаем и Индией в процессе превращения обеих стран в великие державы 'нового поколения' - им отнюдь не помешало бы еще и заключить соглашение о свободе торговли, а также двусторонний договор в области безопасности.
Эта задача приобрела особую актуальность, поскольку администрация Буша пытается втянуть Индию в союз с США, явно направленный против Китая. В ходе своего визита в Нью-Дели в прошлом месяце госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заявила премьер-министру Манмохану Сингху, что США намерены 'помочь Индии превратиться в 21 веке в одну из крупнейших мировых держав'.
Главной 'приманкой' служит недавнее заявление о том, что США готовы продать Индии боевые самолеты нового поколения, что позволит ей обеспечить несомненное превосходство в воздухе над Китаем (да и Пакистаном). Другие 'посулы' будут озвучены в ближайшие месяцы, и в Белом доме надеются, что к началу визита президента Джорджа У. Буша в Индию (он состоится в этом году) стороны достигнут соглашения о военном сотрудничестве в азиатском регионе.
Неоконсерваторы из администрации Буша высоко оценивают собственные стратегические таланты, и полагают, что им удастся вновь воплотить в жизнь метод Киссинджера-Никсона тридцатилетней давности. Тогда главным стратегическим соперником Америки был Советский Союз, и политика сближения с Китаем, которую проводил президент Ричард Никсон (Richard Nixon), вызвала в Москве немалое беспокойство, связанное с перспективой оказаться в полном 'окружении'. Сегодня в качестве будущего стратегического соперника неоконсерваторы рассматривают Китай, и потому они пытаются заключить военный союз с Индией.
Подобная стратегия скорее всего убедит Пекин в необходимости наращивать военную мощь в целях самообороны. Однако в этой связи было бы уместнее проводить аналогию не с политикой Никсона в отношении Китая в1970е гг., а с ситуацией накануне 1914 г. Тогда 'традиционные' великие державы - Британия и Франция - перед которыми маячила перспектива постепенного упадка их могущества, стремились сдержать бурное развитие своего промышленного конкурента - Германии, заключив союз с Россией, также находившейся на подъеме. Результатом этой политики стала первая мировая война.
Ни одна аналогия не бывает безупречно точной, но в данном случае параллели очевидны. Америка играет роль Британии и Франции, Китаю она отводит роль Германии, а Индию намерена заставить 'играть' Россию. Эту пьесу мы уже видели, и конец ее был печальным. Если бы Китай только и мечтал о том, чтобы завоевать всю планету, другим странам, вероятно, волей неволей пришлось бы идти на риск, которым чревата политика 'сдерживания', однако он вовсе не стремится к мировому господству.
Вашингтонские стратеги оказались пленниками устаревшей парадигмы, которая и 100 лет назад уже не соответствовала интересам великих держав, а сегодня тем более не позволит укрепить безопасность Америки или любой другой страны. Если Нью-Дели поддастся на американские посулы, Китай будет втянут в никому не нужную, военную конфронтацию с соседними странами, а хрупкие надежды на примирение между Индией и Пакистаном рассеются как дым.
Поэтому главная хорошая новость, прозвучавшая на этой неделе из Нью-Дели, состоит в том, что индийское правительство, похоже, не намерено идти на поводу у вашингтонских неоконсерваторов. Для улаживания индийско-китайских отношений еще многое предстоит сделать, но, по крайней мере, они развиваются в сторону компромисса, а не конфронтации.
Гвинет Дайер - независимая журналистка, работающая в Лондоне