Подписанная 24 мая 2002 г. в ходе первого визита Джорджа Буша в Москву совместная декларация с Владимиром Путиным, возведенным после событий 11 сентября в ранг 'стратегического партнера', заставила многих призадуматься. Президенты заявили, 'что демократическое развитие стран Средней Азии отвечает стратегическим интересам США и России', и что обе стороны 'будут стремиться к мирному политическому разрешению конфликтов в Абхазии и Южной Осетии'. В первый раз Москва признала за Соединенными Штатами право наблюдать за ситуацией в этих республиках, которые до сих пор считались зоной исключительно российских интересов.
Джордж Буш был, прежде всего, озабочен поставками в США нефти и газа, он выразил свое удовлетворение ведущейся разработкой 'крупных топливных месторождений России и Каспийского моря и проектами поставки нефти по многочисленным газопроводам, таким как Баку-Джейхан, на западные рынки'. Три года спустя Владимир Путин уже не сомневается в том, что свержение старых режимов в тех республиках, где Москва еще долго надеялась диктовать свои условия, сведет на нет его планы восстановления 'российского господства' в ближнем зарубежье.
В последние месяцы президент России занят тем, что пытается минимизировать эти геополитические 'потери'. Говорят, что идет пересмотр стратегии Кремля на постсоветском пространстве. Путин стремится выбить почву из-под ног русских националистов и ностальгирующих по российской империи, которых немало в российских вооруженных силах, перенося основные акценты на тему заговора западных держав.
Недавно Путин перестал сам озвучивать такие заявления, выплеснув в прошлом году свои эмоции на 'доброго, но строгого дядю в пробковом шлеме' (Вашингтон) который 'наказывает бомбовой, ракетной дубинкой' тех, кто 'противостоит' ему на постсоветском пространстве. Но ни дня не проходит без того, чтобы российское телевидение не расписало бы в самых мрачных тонах судьбы иракского и грузинского народов, оказавшихся под властью новых правителей, которые взяли курс на сближение с НАТО и Европейским Союзом.
Даже те официальные российские лица, которые прежде были лучше настроены по отношению к США, как, к примеру, Михаил Маргелов, молодой председатель комитета Совета Федерации по международным делам, начали поносить Вашингтон, 'который всюду ссылается на события в Украине, как на образец борьбы за свободу' и предостерегать от продолжения 'революционной деятельности США и некоторых европейских стран'.
Политика Кремля по отношению к соседним республикам становится более прагматичной, отдавая приоритет развитию экономических связей, а не военному запугиванию в сочетании с вмешательством в предвыборную кампанию. Но она остается расплывчатой и противоречивой.
Три месяца, которые Путин положил на то, чтобы утихомирить страсти, бушевавшие в отношениях с Киевом, чуть не пошли прахом после заявления генерального прокурора России Владимира Устинова о том, что ордер на арест Юлии Тимошенко, нового премьер-министра Украины, которую обвиняют в коррупции, остается в силе. Это заявление заставило Тимошенко отменить свой визит в Россию, который должен был закрепить примирение.
'Ошибки в нашей внешнеполитической линии по отношению к СНГ. . .': Анатолий Чубайс, автор громко прозвучавшей в 2003 г. фразы о создании вокруг России 'либеральной империи', открыто признает ошибки Кремля в ближнем зарубежье. Глава российской энергетической монополии, влиятельный либерал, поддерживающий Путина, считает, что только стратегия 'окружения' и продвижение крупных российских холдингов за рубеж позволит снова привязать взбунтовавшиеся республики к бывшему 'центру' империи.
Следуя этой логике, Владимир Путин подписал в ходе своего визита в Германию проект строительства балтийского газопровода, который позволит обойти Украину и избежать таким образом неприятного торга с Киевом и вместе с тем увеличить энергетическую зависимость Европы от сибирских запасов.
Выделяя на нужды обороны 22 млрд. долларов в год (около 5% оборонного бюджета США), Россия не в состоянии соперничать с финансовой помощью Вашингтона его новым партнерам на постсоветском пространстве. На деньги, которые получает Киргизия за содержание американской военной базы в Манасе, можно содержать всю киргизскую армию. . . А российские военные снова занервничали, когда Украина заговорила о том, чтобы пересмотреть соглашение 1997 г. об аренде Севастопольской военной базы российскому Черноморскому флоту, аргументируя этот шаг подготовкой к вступлению в НАТО.