Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дайджест ЭКСПО-2005, 4 апреля - 17 апреля (Часть I)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Всемирным универсальным выставкам уже более 150 лет. Раньше они проводились раз в четыре года, сейчас - раз в пять лет. Первая проходила в 1851 году в Лондоне. Последняя открылась в прошлую пятницу в японском городе Нагоя. "Экспо-2005" представляет собой всемирную выставку высоких технологий, достижений науки и культуры. Ежедневно 80 000 человек будут осматривать потрясающие по своему масштабу экспозиции выставки, одним из главных участников которой станет Россия. Темой "Экспо-2005" является "Мудрость природы".

Российские СМИ

Молодежь Якутии (Якутск), 04.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Мудрость природы через якутского мамонта

Всемирным универсальным выставкам уже более 150 лет. Раньше они проводились раз в четыре года, сейчас - раз в пять лет. Первая проходила в 1851 году в Лондоне. Последняя открылась в прошлую пятницу в японском городе Нагоя. "Экспо-2005" представляет собой всемирную выставку высоких технологий, достижений науки и культуры. Она будет проходить с 25 марта по 25 сентября сего года, то есть в течение 185 дней. На площади в 173 гектара разместят свои павильоны 125 стран и 8 международных организаций. Ежедневно 80 000 человек будут осматривать потрясающие по своему масштабу экспозиции выставки, одним из главных участников которой станет Россия. Темой "Экспо-2005" является "Мудрость природы".

Задача выставки состоит в том, чтобы соединить всемирный опыт и знания, создать образцовое общество XXI столетия, где люди могут жить в гармонии с природой. "Экспо-2005" является перспективой, в которой мы нуждаемся, она направлена на объединение мира для создания целостного общества, позволяющего множество культур и цивилизаций сосуществовать вместе.

"Экспо-2005" действует как ткацкий станок. Тема мудрости природы - это вертикальная нить в этом ткацком станке, а богатая и многогранная межкультурная симфония - горизонтальная. Когда они соткутся вместе, они произведут мягкую, богатую и красивую ткань для нового единого общества.

Юкагирский мамонт дает форму главной теме " Мудрость природы".

Восстановленные части Юкагирского мамонта, включая голову, левую переднюю ногу, выставлены у входа в российский павильон в стеклянном кубе, выполняющем функцию холодильной камеры, где сохраняется температура минус 15 градусов по Цельсию. В дополнение к общим результатам исследования мамонта и окружающей среды той эры будет также модель полного Юкагирского мамонта, которому 18 тысяч лет, и обзорный показ действий раскопок, также видеопредставление, в котором будут использоваться компьютерная графика и другие методы, чтобы показать самые последние результаты исследования.

Ежедневно по многим каналам японского телевидения показывают видеосъемки обнаружения якутского ископаемого.

23 марта участники культурной программы нашей республики с достоинством показали в префектуре Сайтама якутский эпос в современной трактовке - олонхо "Кыыс Дэбилийэ". Существование трех миров, которые описываются в олонхо, по словам японских зрителей, похоже на их древнюю легенду.

Его Величество император Японии Акихито с императрицей и наследным принцем, послы России в Японии присутствовали на открытии российского павильона 25 марта. На следующий день наш президент Вячеслав Штыров торжественно открыл секцию Республики Саха (Якутия).

В рамках выставки с 26 марта по 2 апреля проходят Дни Якутии. В ходе этого действия посетителям выставки концертную программу представляют артисты Саха театра, виртуозная исполнительница игры на хомусе Альбина Дегтярева, талантливый исполнитель варганной музыки Ким Борисов, дуэт Хатылаевых, танцевальный ансамбль народов Севера "Гулун" и студенты АГИКиИ.

Демонстрируются фильмы о Якутии: "Ледоход на Лене", "Алаас - уникальная экосистема", "Культура глазами детей", "Республика Саха (Якутия)" и совместный французско-якутский фильм про Юкагирского мамонта. Развернута выставка изделий из мамонтовой кости и бивня, камнецветов, ювелирных украшений.

Главный экспонат выставки - Юкагирский мамонт затмил большое количество роботов, которые встречают посетителей выставки, поют и танцуют. Он намного интереснее даже самых сложных компьютерных достижений.

-------------------------------------------------------------------------------

ИНТЕРФАКС, 04.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Перспективный космический корабль "Клипер" будет представлен на авиакосмических выставках в Ле Бурже и на МАКСе - Роскосмос

Грузомакет перспективного космического корабля "Клипер" будет представлен на авиакосмических выставках во Франции (Ле Бурже) и на МАКСе (Жуковский). Об этом заявил журналистам в среду глава Роскосмоса Анатолий Перминов.

"Мы планируем выставить "Клипер" в Ле Бурже и на МАКСе", - сказал А.Перминов.

Он сообщил, что в настоящее время грузомакет космического корабля, создаваемый ракетно-космической корпорацией "Энергия" (г.Королев, Московская область) находится на выставке ЭКСПО-2005 в Японии. "Не знаю, какие предложения поступили по перспективам его совместного использования от иностранцев", - сказал А.Перминов.

Он выразил надежду, что сотрудничество с иностранными государствами по программе строительства "Клипера" возможно.

А.Перминов сказал, что необходимость создания нового космического корабля взамен разработанных еще в 60-е годы "Союзов" вызвана планами развития пилотируемой космонавтики.

"Клипер" предназначен для доставки в космос не менее шести человек. Он должен обеспечить хорошие условия во время полета прежде всего на международную космическую станцию", - сказал А.Перминов.

По его словам, новый корабль сможет доставлять на орбиту, кроме шести космонавтов, еще до 500 кг различных грузов и возвращать с орбиты до 1 тонны грузов. Для сравнения: корабль "Союз" может доставлять на орбиту только три космонавта и 100 кг груза.

"Главное, новый корабль будет многоразового действия.

Рассматривается возможность осуществления его посадки на конкретные аэродромы на территории страны", - сказал А.Перминов.

-------------------------------------------------------------------------------

РИА "Новости", 04.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Прибывший в Токио с официальным визитом президент ФРГ Хорст Колер откроет в понедельник Год Германии в Японии

Прибывший в Токио вечером в воскресенье с трехдневным официальным визитом президент ФРГ Хорст Колер откроет в понедельник Год Германии в Японии.

Утром 4 апреля пройдет аудиенция у императора Японии Акихито, после чего в здании Токийского национального музея Хорст Колер и наследный принц Нарухито откроют выставку произведений искусства из Берлинского государственного музея, что ознаменует собой начало Года Германии в Японии. В различных городах страны пройдут более 700 мероприятий, организованных немецкой стороной.

В 1999-2000 годах в Германии с большим успехом прошел Год Японии.

На вторник запланирована встреча Хорста Колера с премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми, после чего президент поедет на всемирную выставку ЭКСПО-2005 в префектуре Аити, где посетит германский павильон.

В среду президент прибудет в Киото и Кобэ, где он и сопровождающие его представители деловых германских кругов проведут встречи с японскими бизнесменами.

Как сообщил представитель президента Колера на брифинге в Токио, при успешном в целом развитии экономических связей между двумя странами, Германии необходимо уменьшить размеры торгового дефицита с Японией, достигшего более $7 миллиардов.

-------------------------------------------------------------------------------

РИА "Новости", 05.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Увеличивается число посетителей всемирной выставки ЭКСПО-2005 в Японии

Несмотря на предварительные пессимистические прогнозы, за последнее время отмечен рост посещаемости всемирной выставки ЭКСПО-2005 в пригороде Нагоя японской префектуры Аити.

Как сообщил на брифинге представитель оргкомитеты выставки Масааки Кавамото, в первые дни открытия ее осмотрело немногим более 43 тысяч человек - гораздо меньше предполагавшейся цифры в 100 тысяч.

Однако в последующие дни число посетителей увеличилось почти вдвое и к настоящему времени составляет около 70 тысяч человек в день. Это произошло в основном благодаря потеплению после первых холодных дней, когда временами шел снег, а также началу групповых поездок на выставку по заранее намеченному маршруту.

Тем не менее, для того, чтобы добиться поставленной цели - показать выставку 15 миллионам человек из Японии и из-за рубежа, организаторам необходимо поднять ежедневное число посетителей до 82 тысяч человек, сказал Масааки Кавамото.

Открывшаяся 25 марта выставка продлится до 25 октября.

-------------------------------------------------------------------------------

ИА Regnum, 05.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Подведены итоги деятельности ЗАО "Экспоцентр" за 2004 год

Завершена работа Экспоцентра по подготовке российской национальной экспозиции на Всемирной выставке ЭКСПО-2005 в Японии, которая начала работу 25 марта. Российский павильон на ЭКСПО-2005 пользуется большой популярностью, отмечали участники собрания. Решением собрания председателем совета директоров ЗАО "Экспоцентр" избран вице-президент ТПП РФ С.Катырин.

-------------------------------------------------------------------------------

ИА Новости - Грузия, 05.04.2005

ЗАГОЛОВОК: РОССИЯ: Новый российский космический корабль - премьера состоялась в Нагое

"Клипер", новый российский космический корабль для межпланетных сообщений, впервые предстал перед глазами широкой публики 25 марта в японском городе Нагоя, где открылась крупнейшая в мире выставка научно-технических достижений ЭКСПО-2005.

'Первоначально планировалось, что премьера 'Клипера' состоится на авиационно-космическом салоне в Ле Бурже (в июне), - комментирует генеральный комиссар российской экспозиции на Всемирной выставки Владимир Страшко, - однако мы решили впервые продемонстрировать широкой публике полномасштабный макет корабля на ЭКСПО-2005'.

Перенос на более ранний срок демонстрации новой космической техники кажется понятным: хочется быстрее показать новое достижение. Ведь оно означает, что скоро Россия станет второй космической державой, обладающей многоразовой орбитальной транспортной системой, причем сразу нового поколения.

По словам руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова, 'в принципиальном плане судьба 'Клипера', который можно использовать не только для полетов на МКС, но и к Луне, уже определена. Новый корабль, разработанный в Ракетно-космической корпорации 'Энергия', будет очень комфортабельным. Нас всегда волновало, что в современных космических кораблях очень маленькая жизненная емкость для членов экипажа. Когда я сам сел в космический корабль в Центре подготовки космонавтов, то понял насколько жесткие там условия для трех членов экипажа', - пояснил Перминов.

На "Клипере", подчеркнул он, капсула, в которой находятся космонавты, оборудована удобными креслами для шести членов экипажа, как в комфортабельном самолете. Новый корабль способен садиться на обычные аэродромы с покрытием первого класса в режиме простого самолета.

А это уже принципиальное положительное отличие российской системы от американской 'Спейс Шаттл'. Кроме того, российский корабль обещает быть во много раз дешевле.

Перминов отметил, что сейчас рассматривается возможность выведения "Клипера" на орбиту с помощью ракеты-носителя "Зенит". "В отличие от "Бурана", который крепился к "Энергии" сбоку, "Клипер" конструктивно будет находиться сверху ракеты-носителя", - отметил он. Такая конструкция, по мнению главы Роскосмоса, намного экономичнее.

Масса "Клипера" 14.5 т, объем грузов, которые он может брать на борт при доставке на космическую станцию - 700 кг, а при возврате - 500 кг, рассказали в "Энергии". Корабль обеспечивает более щадящие условия во время возвращения космонавтов на Землю - перегрузка будет не больше 2.5 единиц.

'По форме принципиально новый российский многоразовый космический корабль "Клипер" будет похож на стилизованный утюг без ручки, летящий в космосе подошвой вниз', - сообщил заместитель руководителя научно-технического центра по проектно-расчетным работам РКК "Энергия" Борис Сотников. По его словам, "Клипер" разрабатывается с прицелом на полеты к Марсу и Луне.

Корабль состоит из многоразового возвращаемого аппарата (ВА) и агрегатного отсека (АО) одноразового использования. Все наиболее ценное оборудование расположено в ВА. Внутренний объем герметичной кабины ВА увеличен в 5 раз по сравнению с кораблями 'Союз'.

Конструкция силового корпуса ВА негерметична. В его носовой части устанавливается блок двигателей причаливания и ориентации. На корпусе размещается гермокабина экипажа, топливные баки и двигатели системы управления спуском, приводы аэродинамических органов управления, емкости с запасом сжатых газов, а также специальное посадочное устройство, обеспечивающее устойчивую посадку с допустимыми перегрузками.

Ресурс конструкции и приборов ВА рассчитан на 20-25 полетов и на 10-летний срок эксплуатации.

В АО размещаются: элементы орбитальной двигательной установки корабля - маршевые двигатели, двигатели причаливания и ориентации, топливные баки, а также агрегаты системы обеспечения теплового режима. Снаружи устанавливаются солнечные батареи, радиатор терморегулирования и датчики системы управления движением и ориентации.

Межполетная подготовка корабля составляет не более 5-6 месяцев. К каждому последующему пуску должны быть изготовлены новый АО и заменяемые элементы ВА. Степень многоразовости корабля - чуть больше 0,8, а его ВА - 0,95.

-------------------------------------------------------------------------------

Якутия, 05.04.2005

ЗАГОЛОВОК: В Нагое завершились Дни Якутии

В минувшую субботу на Всемирной выставке "ЭКСПО-2005" завершились Дни Якутии. Концертные программы артистов республики сделали российский павильон одним из самых посещаемых в европейском секторе. Рядовым посетителям приходилось выстраиваться в очередь.

Дни Якутии начались 26 марта, во второй день работы всемирной выставки. Как уже сообщалось, на церемонии открытия присутствовали Президент РС(Я) Вячеслав Штыров, Чрезвычайный и полномочный посол РФ в Японии Александр Лосюков, комиссар российского павильона, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Страшко, генеральный секретарь японской ассоциации "ЭКСПО-2005" Тосно Накамуру и многие другие. После торжественной части приглашенным гостям и посетителям был показан небольшой концерт, поставленный министром культуры республики Андреем Борисовым.

В последующие дни якутский творческий коллектив выложился на все сто процентов. По словам руководителя делегации Минкультуры РС(Я) Туйары Пестряковой, якутяне ежедневно давали два больших концерта. Шоу начинали актеры Саха театра, народные артисты РС(Я) Степанида Борисова и Герасим Васильев, которые, исполняя поочередно роль алгыса, демонстрировали особенности национального (горлового) пения. В мастерстве им нисколько не уступала их коллега по театру Зоя Попова. Альбина Дегтярева порадовала своей виртуозной игрой на хомусе, а заслуженные артисты республики Клавдия и Герман Хатылаевы познакомили посетителей с обворожительным миром якутской музыки. Кстати, японцы удивительно быстро разобрали компакт-диски с инструментальными композициями в исполнении семейного дуэта. Неизгладимое впечатление произвели северные танцы ансамбля "Гулун" (руководитель - заслуженный работник культуры Якутии Любовь Никитина), а также эффектные номера студентов национального отделения АГИКиИ. В основном действие разворачивалось внутри павильона. Если позволяла небесная канцелярия (в последнее время в Японии царят дожди), якутяне выходили на улицу и заводили осуохай.

Были и спецпоказы. В частности, концертные программы запечатлели на видеопленку телевизионные группы японских телекомпаний "NHK" и префектуры Аити, которые затем запустили в эфир информационные сюжеты о Днях Якутии. Отдельная презентация была устроена для президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова. Павильон экс-премьер страны посетил на правах хозяина: его ведомство выступило главным инициатором участия России в "ЭКСПО-2005". От лица республики высокого гостя приветствовал министр внешних связей Александр Мигалкин. В память о Якутии Евгению Максимовичу был вручен якутский сувенир. В свою очередь г-н Примаков произнес слова благодарности в адрес всех якутян, внесших весомый вклад в популяризацию российской экспозиции. Без ложной скромности сообщим, что благодаря якутским артистам Россия заявила о себе на выставке достаточно громко и эффектно.

Активное участие в Днях Якутии принимали не только культурные деятели. На славу отработали ГУ "Государственное хранилище ценностей РС(Я)" и ООО "СахаЭкспоМамонт". Первые выставили на всеобщее обозрение более 120 изделий из мамонтовой кости и камнецветов, в частности внушительных размеров хомус из чароита и макет алмаза "Мудрость природы" (именно так звучит девиз всемирной выставки). О последнем экземпляре японские телевизионщики сняли отдельный сюжет. В свою очередь "СахаЭкспоМамонт" организовало продажу сувенирной продукции. Особой популярностью среди покупателей пользовались и пользуются товары с симпатичным мамонтенком, официальным символом российского павильона. В скором времени на реализацию поступят изделия, отобранные на последнем республиканском фестивале косторезного искусства.

-------------------------------------------------------------------------------

Седьмая столица (Ростов-на-Дону), 06.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Выставки по законам природы

Выставки, которые состоялись в Ростове за прошедшие две недели, хорошо вписались в весеннюю тему. Как ни крути, а наступление весны ростовские 'выставочники' отметили пристойно...

Традиционно сильно прошли 'Интерагромаш-2005' и 'Весенний сад'. Наверное, за счет того, что агропром и машиностроение - сильные стороны Ростовской области.

С восьмым по счету 'Интерагромашем', правда, поторопились - он состоялся почти на месяц раньше. А 'на месяц раньше' для выставки - это зачастую не только большая суматоха для участников. Хотя причины переноса сроков были серьезные - не каждый день в Ростовскую область приезжает министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, а губернатор Чуб и полпред Дмитрий Козак собираются участвовать в круглом столе по растениеводству. В общем, после рекордного урожая прошлого года аграрный сектор вызывает к себе повышенное внимание.

Что касается договоров и контрактов - результата любой выставки, то это, конечно, коммерческая тайна, но некоторые эту коммерческую тайну 'осветили', мол, продажи комбайнов есть, партнеры тоже находятся. Парад 'супербизонов' и ростсельмашевских комбайнов перед выставочным центром впечатлял - все-таки 60% комбайнов страны производит Дон.

Что до 'Весеннего сада', то и эта выставка оказалась удачной, поскольку ее организатор 'Ростов купеческий' занимает ту нишу, в которую, кроме нее, в Ростове еще никто не сунулся. Здесь были и садоводы-любители, и фирмы-профессионалы. И в целом 'живой уголок' выставочного мира выглядел вполне уютно.

Около полутора сотен участников, большинство из которых - с зеленью - глаза разбегались от многообразия. Но измерялась живая природа другой 'зеленью': породистые собачки стоимостью от $1000 - драгоценный друг... Забавный фонтан с подсветкой, качели, какие-то китайские домики в зелени газона - все то, что называют модным нынче словом 'ландшафтный дизайн' - все это тоже стоило очень и очень недешево...

Первый медицинский форум и 'Леди Весна' - о здоровье, актуальном при весеннем авитаминозе, и об одежде для носителей этого здоровья. В общем, весной все бурно растет и развивается. И хотя выставок очень много - по 3 в неделю одновременно - вопрос 'куда их столько? ' оставим без ответа: если есть, значит, это кому-то нужно.

Кстати, в Японии, где в конце марта открылась всемирная выставка 'Экспо-2005', центром российской экспозиции, по замыслу организаторов, стал 'юкагирский мамонт', пролежавший в ледниках не одну сотню лет. Ему 'весна ни к чему', зато японцы раритет ждали с нетерпением.

Но и на ростовской выставке тоже были свои зверушки. Например, маленький варан. Привезти на выставку рептилию было довольно смело, но стендисты салона 'Белый какаду' рассказали, что варанчик растет, пока ему позволяет клетка. Чем просторнее, тем больше вырастает. Вот и с ростовскими выставками примерно также: выросли новые площадки - подросли и выставки, и будут расти и дальше по законам выставочной природы.

-------------------------------------------------------------------------------

РИА "Новости", 06.04.2005

OLO.Ru, 06.04.2005

ЗАГОЛОВОК: ФРГ и Япония хотят получить места постоянных членов СБ ООН

Руководители Германии и Японии договорились о совместных действиях для получения их странами мест постоянных членов Совета безопасности ООН.

Прибывший в Токио с трехдневным официальным визитом президент ФРГ Хорст Колер провел переговоры с премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми, в ходе которых было решено "работать в тесном сотрудничестве ради реформирования ООН", сообщил представитель МИД Японии.

В марте генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предлагал реформировать важнейшее подразделение этой международной организации, предложив в качестве одного из вариантов добавить в него шесть новых постоянных членов - Бразилию, Германию, Индию, Японию и две африканские страны, а также три непостоянных члена.

Президент Хорст Колер открыл "Год Германии в Японии", в ходе которого в различных городах страны пройдут более 700 мероприятий, организованных немецкой стороной. В понедельник прошла его аудиенция у императора Японии Акихито.

После переговоров с японским премьер-министром президент посетил всемирную выставку ЭКСПО-2005 в префектуре Аити, где осмотрел германский павильон.

В среду президент прибыл в Кобэ, где он и сопровождающие его представители деловых германских кругов проведут встречи с японскими бизнесменами.

-------------------------------------------------------------------------------

ИА "Якутское-Саха" (г. Якутск), 07.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Якутская культура в Японии представлена достойно

Для культурной жизни Якутии участие во Всемирной выставке <ЭКСПО-2005> стало огромным событием, поскольку Япония - это ближайший сосед, и с проектом <Эхо древности> Якутия вышла на широчайшую международную арену. Руководитель делегации министерства культуры и духовного развития республики Туйара Пестрякова сообщила ЯСИА: <Мы постарались подготовиться так, чтобы участники выставки нас поняли, чтобы мы им понравились. В то же время необходимо было раскрыть основную тему выставки - <Мудрость природы>. Тематика этой выставки для нас близка, поскольку традиционная культура северных народов непосредственно связана с природой. Культурную программу представили яркие творческие коллективы - Саха театр, Клавдия и Герман Хатылаевы, виртуозная хомусистка Альбина Дегтярева, студенты Арктического института культуры и искусств, пять пар из ансамбля танцев народов Севера <Гулун>, талантливый исполнитель варганной музыки, переводчик и ведущий Ким Борисов. К презентации павильона, на котором выставлен главный экспонат - голова Юкагирского мамонта, участники культурной программы подготовили специальную церемонию благословения - алгыса в лучших традициях народа саха. Нужно отметить, что в культуре восточных народов очень много созвучного. В Японии, Китае и Корее существуют подобные ритуалы. В префектуре Сайтама состоялась премьера спектакля-олонхо <Кыыс Дэбилийэ>. Зритель <на ура> воспринял этот эпический жанр. Большой честью для делегации было участие в церемониях открытия <ЭКСПО-2005>, Российского павильона, Дней Якутии - с самобытной культурной программой, традиционной древней песнью, кумысом, хлебом и солью.

В рамках Дней Республики Саха подготовлена специальная экспозиция из фондов Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера, экспонатов Сокровищницы Якутии, Намского педагогического колледжа, косторезных работ народных мастеров, продемонстрированы фильмы, полиграфическая продукция - открытки, наклейки, буклеты. Большой успех вызвали уголок, посвященный мамонтовой фауне, виртуозное исполнение на хомусе, танцы народов Севера, а также традиционное пение - тойук. Посетители уточняли время проведения следующего шоу, у павильона выстраивались огромные очереди. Добрые отзывы получены от Российского оргкомитета. Туйара Пестрякова выразила благодарность республиканскому оргкомитету, который предоставил работникам и деятелям культуры и искусств Якутии шанс заявить о себе на мировой арене, постоянному представительству республики по Дальневосточному федеральному округу за содействие и поддержку творческих коллективов.

-------------------------------------------------------------------------------

Информационно-деловой портал Чувашии Chuvashia.com (г. Чебоксары), 07.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Во всемирной выставке ЭКСПО-2005 в Японии примет участие предприятие из Чувашии

25 марта 2005 года в Японии (префектура Аити, город Нагоя) начнет свою работу Всемирная выставка высоких технологий и достижений науки и культуры ЭКСПО-2005. Ее тема - "Мудрость природы". ЭКСПО-2005 - первая Всемирная выставка XXI столетия. Она будет проходить в течение 185 дней и продлится по 25 сентября 2005 года. На площади 173 гектара разместят свои павильоны 125 стран и 8 международных организаций. Ежедневно 80 тысяч человек будут осматривать потрясающие по своему масштабу экспозиции выставки, одним из главных участников которой станет Россия. Площадь российского павильона - 1296 кв.м. Целью российской экспозиции является ознакомление посетителей ЭКСПО-2005 с возможностями России в развитии цивилизации, ее природными ресурсами, интеллектуальным потенциалом, перспективными технологиями, резервами нетронутых экосистем. В числе участников раздела "Человек и технологии" российской секции - единственное предприятие Чувашской Республики ООО "Гален", которое представит технологию производства нового материала - базальтопластика. Ознакомиться подробнее с ноу-хау "Галена" можно на сайте выставки ЭКСПО-2005, а также на сайте ООО "Гален" по адресу www.volgahim.ru.

-------------------------------------------------------------------------------

Якутия Регион: Республика Саха (Якутия), 07.04.2005

ЗАГОЛОВОК: ЭКСПО-2005. В поисках якутского следа

В чем сила Всемирной выставки "ЭКСПО"? В том, что каждый раз она удивляет мир новейшими технологиями, научными изысканиями, грандиозными открытиями, изобретениями...

За ее плечами более ста пятидесяти лет истории и десятки тысяч сюрпризов. В 1851 году в Лондоне на всеобщее обозрение впервые были выставлены будильник и душевая кабина, в 1889-м в Париже мир увидел Эйфелеву башню, в 1893-м в Чикаго - колесо обозрения и телефон Александра Белла, в 1904-м в Сент-Луисе - хот-доги и гамбургеры, в 1970-м в Осаке - лунный камень... Нынче лидером в рейтинге экспозиций стал юкагирский мамонт, найденный в недрах Якутии. Постойте, последнее предложение звучит уж больно громко. Может, мы выдаем желаемое за действительное? На самом ли деле останки древнего обитателя планеты стали главным экспонатом "ЭКСПО-2005"?

Эти вопросы заданы не случайно. Во всемирной выставке, которая занимает площадь в 173 гектара, принимают участие более ста двадцати стран и международных организаций. Среди них легко затеряться и остаться незамеченным. Конечно, можно надеяться на то, что посетитель, заплатив 46 долларов за однодневный пропуск, невольно загорится желанием просмотреть все павильоны, рано или поздно должен он дойти и до нашего стенда. Однако человек не робот, он быстро устает от ходьбы и традиционных очередей. От последнего неудобства никуда не денешься: за уик-энд "ЭКСПО" посещают более ста двадцати тысяч человек.

Примерно в таком расположении духа находился автор этих строк перед отъездом в японский город Нагоя. "Найти якутский след! " - вот первое, что пришло на ум, когда оказался на территории Всемирной выставки "ЭКСПО-2005". А дело происходило за неделю до ее открытия.

В первую очередь мы, журналисты, заглянули в пресс-центр. Получая аккредитацию, заметил на стене красочные плакаты выставки. На всех постерах красовалась голова юкагирского мамонта. Его изображение находилось в центре коллажа, вокруг него расположились представители разных народов мира, электромобили, играющие на трубе роботы, скользящие по рельсам поезда с линейным электродвигателем и многое другое.

Получается, что наш "юкагир" - ключевая фигура. Может быть, это просто происки фантазера-дизайнера?

"Вот вам ID и пароль к сайту пресс-центра", - новость, услышанная из уст улыбчивой японской девушки, заметно взбодрила нас. Спецсайт обязан хранить массу полезной информации. К сожалению, его архив богатством не отличался - ничего нового, лишь старые пресс-релизы. Но зато какие! В новостных анонсах можно было прочесть следующее: "Президент Якутии Вячеслав Штыров и Японская ассоциация "ЭКСПО" подписали договор о совместном проекте экспозиции юкагирского мамонта", "В Нагою доставлены останки древнего обитателя планеты", "Ученые успешно отсканировали череп мамонта и сделали его трехмерное изображение"... Здесь встречались также статьи об обстоятельствах обнаружения "юкагира", о проведенной в республике международной палеонтологической конференции. Приятно. Радует и то, что на заглавной странице официального сайта выставки опять же красуется лик носителя бивней.

Признаться, поначалу на еще не открывшейся выставке было скучно. Многие павильоны не были готовы, вовсю велись установочные работы. Однако затишье продолжалось недолго. 18 марта в центральном павильоне "Глобал Хауз" состоялось событие, которое заставило прессу вспомнить о своих обязанностях. Перед многочисленными видео- и фотокамерами открылись ворота лаборатории мамонта. Пиар-акция удалась: изображение палеонтологической находки XXI века моментально попало в информационные программы ведущих телекомпаний Японии. Еще бы! Впервые в мире замороженный ископаемый мамонт был выставлен для всеобщего обозрения.

Не менее приятный сюрприз ожидал нас в главном сувенирном магазине, где в основном продавались товары с талисманами "ЭКСПО-2005" - зелеными лесными существами Моризо и Киккоро. Однако здесь же на продажу были выставлены и сувениры с оранжевыми и розовыми мамонтенками. В каких только ипостасях они не встречались! В виде меховых игрушек, сумочек, конструкторов, наклеек, значков, колпачков для ручек, брелков для ключей и мобильных телефонов. Впечатлила фотография юкагирского мамонта, которая эффектно смотрелась на футболках и жестяных коробках с печеньем. Представьте голову мохнатого гиганта на фоне недр вечной мерзлоты. Фишка в том, что в качестве недр был использован обычный ледник "Хлебосола". В отсутствии смекалки не обвинишь корпорацию "Иточу", производителя всей официальной сувенирной продукции.

Думаете, на этом "юкагирская" тема закончилась? Вовсе нет. На территории "ЭКСПО" я обнаружил три макета обитателя ледникового периода. Один находится в павильоне "Глобал Хауз". Это копия юкагирского мамонта, сделанная мастерами из Японии и Голландии. Другой представитель исчезнувшего рода установлен в центре российского павильона, причем в обществе с макетом мамонтенка Димы. Данные экземпляры взяты из коллекции "СахаЭкспоМамонта". Последний, как уже сообщалось, развернул активную продажу якутских сувениров из бивней и с образом российского талисмана - потешного детеныша древнего животного по имени "Маммо Чан".

Мамонт, мамонт, мамонт - везде и повсюду.Он и на фасаде российского павильона (спасибо скажем художнице Маше Дубровской), он и на первой странице псевдояпонской газеты. Там же фотомонтажеры могут запросто разместить снимок вашего лика.

-------------------------------------------------------------------------------

Якутия, 08.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Наш ответ театру кабуки! Мировая премьера якутского эпоса

Увидев воочию олонхо "Кыыс Дэбилийэ" в исполнении актеров Саха театра на одной из престижнейших сцен Японии, я лишний раз убедился в правоте трех истин. Во-первых, культура Якутии невероятно богата, ею можно гордиться и с ней нужно знакомить остальной мир. Во-вторых, режиссер Андрей Саввич Борисов также неподражаем. Ему, пожалуй, не страшны никакие сцены мира! И, наконец, японский зритель действительно скромный.

К чему такое предисловие? А к тому, что в префектуре Сайтама, недалеко от Токио, состоялась мировая премьера театра олонхо. Да-да, именно так. Якутский эпос был впервые представлен за рубежом. И если верить отзывам зрителей - успешно.

Прежде перечислим устроителей показа. Инициатором выступило Правительство РС(Я), поддержку оказало Министерство культуры Японии, содействие - Евразийский клуб (лично г-н Ре Оно), Японская ассоциация хомуса (г-н Лео Тадагава) и Японский комитет по организации участия Якутии в "ЭКСПО-2005". Мероприятие проводилось в рамках программы работы делегации Минкультуры РС(Я) на Всемирной выставке "ЭКСПО-2005".

Сначала было слово

Некоторые японские друзья спрашивали: "Что означает олонхо?" Признаться, объяснить на словах было сложно. Говорил: "Дождитесь спектакля! Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!" А затем добавлял: "Уж поверьте, наш национальный театр настолько же оригинален и самобытен, как ваш театр кабуки".

В свою очередь японские продюсеры не стали использовать подобные уловки. Они постарались предоставить местной публике необходимую информацию заранее - посредством СМИ. Слово о якутском эпосе замолвили весьма респектабельные средства массовой информации, в частности, газета "Асахи Шимбун" и телекомпания NHK. Познавательные заметки и телесюжеты послужили своеобразной рекламой. Дополнительно для зрителей были подготовлены иллюстрированные буклеты, красочные постеры и наклейки. Печатная продукция выполнена на высоком уровне.

Однако я не удержался и задал встречный вопрос одной японской женщине, которая, по всей видимости, прошла все этапы "психологической" подготовки к просмотру олонхо: "Что вы ожидаете увидеть?" В ответ услышал: "Наверное, что-то схожее с международным фестивалем "Великий шелковый путь", в котором задействованы народы Восточной и Средней Азии". Как ни крути, а в их представлении наш театр сродни фольклору. Может быть, но в нашем случае имеется кое-какая изюминка.

До и после

Якутянам не стоит пересказывать сюжет олонхо "Кыыс Дэбилийэ". Это достаточно известная театральная постановка. Ее премьера, если не ошибаюсь, состоялась три года назад. Она произвела фурор в республике как смелая трактовка эпоса, а затем на всероссийском фестивале "Золотая маска" получила спецприз от журналистов как эффектное, оригинальное зрелище.

По моим ощущениям, в префектуре Сайтама творение Андрея Саввича Борисова было оценено по достоинству. Посудите сами: в Якутске зритель обратил внимание на то, как эпос был воплощен на сцене; в центральной части России - на то, как северный народ попытался самовыразиться. А японцы, пожалуй, получили истинное представление о мире олонхо. Они восприняли увиденное как достояние якутской культуры.

- Показывать олонхо в Японии актерам было даже боязно, - скажет потом заслуженный артист республики Кирилл Семенов. - Сомневались, поймут ли нас японцы, оценят ли наше искусство. Они народ эстетичный, искушенный. Избалованы шедеврами как национальными, так и мировыми. К тому же у них богатая театральная история. С такими мыслями мы вышли на сцену. По этой причине актеры играли здесь не так, как обычно. Старались максимально выложиться... Во время спектакля невозможно было определить, нравится ли жителям островного государства то, что мы показываем. Их реакции не было видно. Наверное, правду говорят, что они сдержанные зрители, скупы на аплодисменты. Но после финальной сцены у нас уже не было никаких сомнений: зарубежный показ олонхо прошел успешно.

Действительно, как только прозвучали последние фразы и аккорды, тихие японские зрители (а их было более шестисот человек) заметно зашевелились. А когда в качестве бонуса заслуженные артисты республики Клавдия и Герман Хатылаевы продемонстрировали виртуозную игру на хомусах, а ансамбль "Гулун" - зажигательные танцы народов Севера, я осознал, что означает восторг по-японски. Нет, не было взрыва эмоций и оглушительных оваций. Они аплодировали, причем долго и искренне. Не громко, но с почтением. Кто-то даже хлопал в ладоши стоя, а кто-то пытался скандировать: "Браво!"

После спектакля приобщившиеся к культуре Якутии не спешили домой. Задержавшись в холле, они делились впечатлениями. Среди них были журналисты, этнографы, работники культуры, преподаватели... Я из их слов сделал следующий вывод: актерам Саха театра не стоило волноваться. Ведь олонхо - это уникальное культурное явление. В нем все в единственном роде. И непривычное слуху горловое пение, которое используется вместо речи. И колоритная, неподражаемая этническая музыка: местами мистическая и грозная, местами романтичная и красивая. И яркие национальные костюмы, которые из-за обилия мехов и блеска украшений выглядят богато и эффектно. И образность языка. Кстати, по этому поводу лингвист Ямасита Мунэхиса, сделавший перевод пьесы с якутского на японский язык, отметил: "Мне нравится в языке олонхо его образность, и по этой же причине мне было сложно переводить его". Необыкновенно смотрели