Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дайджест ЭКСПО-2005, 4 апреля - 17 апреля (Часть III)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На Всемирной выставке будут представлены самые новые, самые лучшие достижения в разных сферах, в том числе в энергетике, экологии, в сфере био- и информационных технологий, телекоммуникаций, транспортировки и робототехники. Многие новинки, такие как система снабжения энергии 'Биолегкое', будут демонстрироваться впервые. Посетители выставки смогут не только посмотреть экспонаты, но и 'опробовать' в действии. По прогнозам японской Ассоциации по организации и проведению 'Экспо-2005', за полгода выставки - с 25 марта по 25 сентября - экспозицию посетят около 15 миллионов человек. Ее главная цель - дать возможность почувствовать себя гражданином нового глобального сообщества.

Продолжение. С предыдущей частью можно ознакомиться здесь.

Столичные новости (Киев), 12.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Праздник длиной в полгода

Весь мир собирается в Аичи. По крайней мере, так утверждают организаторы Всемирной выставки 'Экспо-2005', открывшейся в пригороде административного центра японской префектуры Аичи - Нагое.

На Всемирной выставке будут представлены самые новые, самые лучшие достижения в разных сферах, в том числе в энергетике, экологии, в сфере био- и информационных технологий, телекоммуникаций, транспортировки и робототехники. Многие новинки, такие как система снабжения энергии 'Биолегкое', будут демонстрироваться впервые. Посетители выставки смогут не только посмотреть экспонаты, но и 'опробовать' в действии. По прогнозам японской Ассоциации по организации и проведению 'Экспо-2005', за полгода выставки - с 25 марта по 25 сентября - экспозицию посетят около 15 миллионов человек. Ее главная цель - дать возможность почувствовать себя гражданином нового глобального сообщества.

В 'Экспо-2005' принимают участие около 130 стран и общественных организаций. Территория выставки занимает площадь 172 гектара. Павильоны национальных экспозиций разместились на шести участках, сформированных по территориальному принципу. Данные конгломераты получили название 'Мировая община' и отличаются только порядковым номером - от одного до шести соответственно. Павильон Украины, к примеру, расположен на участке 'Мировая община-4', где находятся экспозиции 34 европейских государств. По всей площади фасада украинского павильона развешены вертушки, символизирующие вечное движение, а над входом висит плакат с огромным подсолнухом. Национальная экспозиция Украины на всемирной выставке будет освещать этапы исторического развития и становление государственности Украины. В нашем павильоне можно увидеть разнообразные экспонаты, знакомящие с историей, культурой украинского народа; например, здесь представлена старинная модель человеческого жилья эпохи существования Трипольской культуры.

Также будут освещены новейшие разработки ведущих научных институтов в областях здравоохранения, охраны окружающей среды и сохранения естественных ресурсов. Кроме этого, будут представлены достижения космической отрасли, ведь Украина принадлежит к пяти странам мира, в которых есть необходимые технические возможности для освоения космоса. В павильоне Украины будут работать мастера народных ремесел, пройдут концерты фольклорного коллектива, на плазменных экранах планируют транслировать документальные фильмы о нашей стране.

Конечно, для описания всего, что представлено на стендах национальных экспозиций всех стран - участниц выставки, вряд ли хватит и полугода. В особенности если учесть, какие очереди желающих собираются у большинства павильонов 'Экспо-2005'. Тема выставки - 'Мудрость природы'. По замыслу руководства японской ассоциации, в ходе первой в нынешнем столетии (кстати, как раз по этому поводу не все едины во мнении: к примеру, немцы утверждают, что первая 'Экспо' XXI века состоялась в Ганновере в 2000 г.) выставки ее участники должны продемонстрировать, что человечество, наконец, воздаст должное мудрости природы и перестанет совершать над ней насилие. В том смысле, что это произойдет до того, как старания ряда homo sapiens, неизвестно почему мнящих себя великими изобретателями, приведут к необратимым последствиям.

С другой стороны, на 'Экспо-2005' представлены новейшие технологии, направленные на исправление уже допущенных человеком ошибок в ходе небрежного обращения с природой и ее ресурсами. По замыслу организаторов, иллюстрировать единение человеческой цивилизации нового поколения с природой должны, помимо прочего, талисманы выставки - лесные эльфы Моризо и Киккоро.

Можно сказать, что Всемирная выставка 'Экспо-2005' является имиджевым мероприятием, не зацикленным на каких-либо узкопрофильных темах. Благодаря этому полет фантазии представителей стран - официальных участниц выставки при составлении экспозиции был практически не ограниченным.

В общем-то, попытка рассказать о выставке может сильно напомнить то, как представитель одной национальности, описывая своему соплеменнику цвет недавно приобретенного автомобиля, изрекает: 'Ты закат солнца видел? Так вот, такой же, только зеленый!' Но попробовать все же стоит, поскольку данное мероприятие проводится с такой же помпой, как и Олимпиады. А по периодичности проведения выставки 'Экспо' даже превзойдут Олимпийские игры: в последний раз 'Экспо' проводилась в 2000 году.

Конечно же, сама тема выставки подразумевает, что все ее участники станут активно рассказывать о красотах своего края. Автора этих строк почему-то сразу потянуло к хозяевам - экспозиция префектуры Аичи представлена в отдельном павильоне. Она, безусловно, производит впечатление, но просто меркнет по сравнению с японским садом - территорией, оформленной в традиционном стиле Страны восходящего солнца. Здесь огромное количество воды в виде маленьких и больших озер и ручейков, бамбуковые мостики, камни и хвойная растительность.

Выставка - это, прежде всего, шоу. И японская ассоциация продемонстрировала, что шоу в Стране восходящего солнца научились делать качественно. Посетителей 'Экспо' еще на подступах к павильонам, на так называемом Глобальном кольце, встречают японские барабанщики. Однако на месте они долго не задерживаются: погремев несколько минут, устремляются дальше. Кстати, о Глобальном кольце: эта фишка выставки представляет собой пешеходную эстакаду, гуляя по которой, можно попасть в любую из 'Мировых общин'. Единственное исключение - это что-то наподобие трамвайчика, состоящего из трех вагонов на мягком ходу, который курсирует по Глобальному кольцу. По большому счету, несмотря на серьезность мероприятия, организаторы Всемирной выставки 'Экспо-2005' постарались сделать так, чтобы каждый день проходил, как праздник. И им это удается. С 1 апреля и до конца работы выставки ежедневно проводятся Национальные дни стран - официальных участниц 'Экспо-2005'. День Украины, как несложно догадаться, пройдет 24 августа, в День Независимости нашей страны.

-------------------------------------------------------------------------------

Московская правда, 12.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Слону обещают новую родню

Главный персонаж ЭКСПО-2005 расскажет, отчего вымерли мамонты.

В самом конце марта неподалеку от японского города Нагаи открылась грандиозная выставка, которая на 185 долгих дней станет центром притяжения для посетителей из разных уголков мира. На выставке свои самые передовые достижения представляют 125 стран. В том-то и идея, чтобы каждая нация могла продемонстрировать, с какими успехами она встречает завтрашний день. Тем не менее символом ЭКСПО-2005 стал экспонат, возвращающий в день вчерашний.

Никакого противоречия! Сибирский мамонт, обитавший на Земле десятки тысяч лет назад, способен рассказать о достижениях современной науки не хуже, чем поражающие воображение чудо-роботы, ибо ископаемые останки обитателя ледниковой эпохи, выставленные в стеклянном кубе у входа в российский павильон, - не просто экспонат. Это еще и материал для исследований, которые будут продолжаться даже в дни работы ЭКСПО-2005. С этой целью тут же рядом оборудована специальная лаборатория, позволяющая использовать самые современные технологии. С их помощью, не исключено, еще до закрытия выставки удастся прояснить некоторые вопросы, на которые у науки пока нет ответа. Например, такие: относятся ли мамонты к тому же виду, что и современные слоны, а если да, насколько тесны родственные узы? Возможно ли, используя сохранившийся генетический материал, возродить исчезнувших с лица Земли животных? Отчего вымерли примерно 10 тысяч лет назад эти исполины?

Что касается последнего вопроса, на этот счет существует несколько гипотез. Согласно одним, мамонты пали жертвой неумеренной на них охоты. Другие видят причину в изменении климата. Не исключается и распространение некоей смертельной болезни, которая привела к массовой гибели животных. Ключ к разгадке тайны может дать исследование останков, которые были извлечены из вечной мерзлоты в ходе российско-японской экспедиции на территории Якутии, организованной при поддержке Международного научно-технического центра. Как раз часть этих ценных находок и представлена на ЭКСПО-2005. Почему именно с ними связываются столь большие надежды, ведь следы присутствия мамонтов на нашей планете находили уже не раз?

Действительно, есть немало свидетельств подобных находок. Когда-то людское невежество и суеверие приписывало громадных размеров кости и зубы мамонтов неким великанам, жившим в стародавние времена. В минувшие века в испанской провинции Валенсия коренной зуб мамонта почитали как часть мощей святого Христофора. Сохранились указания и на то, как еще в 1789 году все в той же Испании "каноники святого Винцента носили бедренную кость мамонта во время своих процессий, выдавая ее за остаток руки почитаемого святого. Впрочем, останки древнего животного использовались не только служителями культа, кости и зубы мамонта высоко ценились для производства резных изделий, как и слоновая кость. В энциклопедии Брокгауза и Ефрона приводятся данные, позволяющие представить масштабы торговли этим материалом: из Сибири каждый год вывозились не менее 100 пар бивней, в конце XIX века ежегодно на якутской ярмарке продавалось от 1100 до 1700 пудов мамонтовых бивней по цене 24 - 37 рублей за пуд (сумма по тем временам немалая).

Кстати, именно Сибирь всегда считалась основным местом для поисков наиболее хорошо сохранившихся следов мамонтов, хотя кости и зубы животного находили также в отложениях ледникового периода в Европе и Северной Америке. Считается, что мамонты первоначально появились в Африке около 4 миллионов лет назад, а 2 миллиона лет спустя переместились на просторы Сибири, именно там примерно 10 тысяч лет назад их настигла некая катастрофа, которая привела к полному исчезновению этих животных. Исследования предыдущих лет помогли сконструировать внешний вид мамонтов, хорошо знакомый нам по картинкам из энциклопедий. Почти полный скелет животного удалось собрать еще в 1806 году естествоиспытателю Адамсу, командированному Академией наук из Санкт-Петербурга в Сибирь, где за несколько лет до этого среди вечной мерзлоты в устье реки Лены извлекли почти цельный труп мамонта, вымытый весенними водами. Тогда же, кстати, исследователи получили некоторое представление о гастрономических предпочтениях мамонтов, обнаружив в складках зубов иглы хвои и молодые побеги лиственных деревьев...

Со временем палеонтологи накопили гораздо больше информации об этих животных, но старые технологии не позволяли особо продвинуться в исследованиях. Не удавалось, в частности, получить в первозданном виде мягкие ткани, которые после размораживания почти сразу превращались в выжженную окаменелость. Иное дело - современные возможности науки! Они и вдохновили международную группу палеонтологов отправиться в сибирскую экспедицию: там, в Якутии, ученые рассчитывали найти останки мамонтов с сохранившимся генетическим материалом. В случае успеха не исключалось использование ДНК из клеток мышечных тканей для пересадки в яйцеклетку слонихи, чтобы она могла выносить и произвести на свет далекого потомка исчезнувших животных. Для осуществления задачи японцы выделили солидный грант.

Лето 2002-го увенчалось удивительными находками. В Усть-Янском улусе Якутии, возле поселка Юкагир у реки Муксунуоха российско-японская экспедиция обнаружила многочисленные фрагменты мамонта, прекрасно сохранившиеся в вечной мерзлоте. В их числе - почти не поврежденная временем голова животного, бивни, передние конечности с уцелевшими мягкими тканями, кожным покровом и шерстью. По месту обнаружения находки главную достопримечательность ЭКСПО-2005 так и назвали: "Юкагирский мамонт". Этот же термин использовали на международной конференции, состоявшейся в Якутии незадолго до открытия японской выставки "Юкагирский мамонт: результаты первого этапа научных исследований". Что они принесли?

Останки мамонта изучали не только палеонтологи, но также эпидемиологи, химики, зоологи, биотехнологи. Выяснилось, что ученые имеют дело с взрослым самцом ростом 283 см и весом от 4 до 5 тонн, чье меню составляли в основном трава и листья деревьев. Радиоуглеродный метод позволил установить возраст животного -около 18 тысяч лет. Исследования, проведенные российскими учеными из ГНЦ вирусологии и биотехнологии "Вектор" и Зоологического института РАН, доказывают: мамонты обладали сальными железами. До сих пор найти указания на это не удавалось. Именно это обстоятельство, а также ссылка на современных слонов, у которых сальных желез вовсе нет, подкрепляло уверенность скептиков, считающих: мамонты не могли выжить в условиях холодного климата.

А как же главная интрига с клонированием мамонтов? Что касается этого сюжета, тут оптимизм ученых заметно поубавился. Впрочем, точка еще не поставлена. Все зависит от дальнейших исследований, в которых, помимо российских и японских специалистов, участвуют также голландцы, французы и американцы. Ученые собираются изучать Юкаганского мамонта с помощью новейших технологий. В частности, вместо резекции, то есть разрезания тканей, используется рентгеновское сканирование, позволяющее посредством компьютера создать графическую трехмерную модель. Таким способом будут изучать даже кровеносные сосуды, нервные волокна и те участки мозговой ткани, которые трудно рассечь скальпелем.

Понятно, компьютерное изображение не может полностью заменить непосредственный осмотр тканей. И тут опять-таки на помощь придут современные технологии, благодаря которым рассчитывают максимально сохранить найденный материал. Так, стеклянный куб, в котором выставлен Юкагирский мамонт, представляет собой сложную систему, совмещающую функции выставочного стенда и криогенного контейнера, где поддерживается постоянная температура - минус 25 градусов...

Что же касается того, вернет ли планета Земля утерянных ею мамонтов, кто знает, быть может, когда-нибудь очередная Всемирная выставка расскажет и об этом достижении человечества...

-------------------------------------------------------------------------------

Итоги, 12.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Страна восходящего ЭКСПО

Всемирная выставка в Японии демонстрирует, каким должен быть человек будущего, но не объясняет, как создать такого человека

МОДЗИРО и КИККОРО - это японские лешие, дедушка и внук. Они покрыты зеленой шерстью, добродушны и очень любопытны. Именно любопытство, объясняет гид Накаяма-сан, привело их на Всемирную выставку ЭКСПО-2005, открывшуюся 25 марта в окрестностях города Нагоя, префектура АЙТИ, в Японии. Ну а любопытство, как известно, наказуемо, так что пришлось им стать символами выставки под многозначительным девизом "Мудрость природы". Имеется в виду, что представленные экспонаты, от мамонта до роботов и космических кораблей, должны продемонстрировать модель общества XXI века, принцип которого японцы со свойственной им тягой к прекрасному сформулировали как "построение новой цивилизации в гармонии с природой".

Начиная с лондонской Всемирной выставки 1851 года такие мероприятия проводились уже более 30 раз. Как ожидают устроители ЭКСПО, до 25 сентября этого года, даты закрытия, ее должны посетить порядка 15 миллионов человек. Собственно, в 1988 году, когда идея проведения выставки в Японии только зародилась, планировалось, что ее осмотрят порядка 40 миллионов посетителей, но опыт Ганноверской ЭКСПО-2000, где тоже ожидалось 40 миллионов, а пришло всего 15, заставил японцев умерить аппетиты. Впрочем, учитывая, что только за два дня, 28 и 29 марта, на выставке побывало порядка 144 тысяч человек, нынешняя ЭКСПО вполне может обставить Ганновер. А если придет меньше 15 миллионов, то выставка, в которую вложено 2, 7 миллиарда евро плюс 7, 25 миллиарда евро инвестиций в инфраструктуру, может оказаться в прогаре.

От мамонта...

Мертвенно-серая глыба с сохранившимися кое-где остатками шкуры и загнутыми вверх бивнями длиной в несколько метров - это голова знаменитого юкагирского мамонта. 18 тысяч лет назад он умер в северной Якутии, на берегу реки Муксунуоха, и вот теперь оказался в Японии, красуется в качестве "главного блюда" ЭКСПО в павильоне, который так и называется -"Лаборатория мамонта". Останки гиганта, который при жизни достигал почти трех метров в высоту, находятся в специальном стеклянном кубе при температуре минус 15 градусов. Страна восходящего солнца - та самая территория, по которой он, возможно, когда-то бродил, перейдя из Сибири в Японию по сухопутному перешейку. А мимо него вдоль ползущей ленты эскалатора движется, щелкая затворами фотокамер, бесконечная череда любопытных, собравшихся со всего мира. "Страшный какой", - шепчет маленькая японка, прижимаясь к отцу. "А ты пролежи столько в вечной мерзлоте", - отвечает бессердечный папа.

Доисторического обладателя бивней (экспонат застрахован, по информации "Ингосстраха", на 550 тысяч долларов) можно назвать козырной картой России в целом и Республики Саха в частности. Ведь в отличие от научно-технических достижений современной России мамонт интересен для всех. Поэтому японские ученые начиная с ноября прошлого года, когда юкагирскую находку привезли в Страну восходящего солнца, неустанно сканировали ее рентгеном, создавая трехмерный макет мозга мамонта. Кроме того, на шкуре гиганта сохранились коккобактерии, штаммы плесневых грибков и другие мелкие твари, дееспособные до сих пор. "Для повышения интереса к ЭКСПО в целом мы пошли на выставление мамонта отдельно - это будет вызывать больше внимания и к российскому павильону", - заявил еще в 2004 году генкомиссар российской экспозиции в Японии Владимир Страшко.

Чтобы, вдохновившись мамонтячьим фрагментом, добраться до российского павильона, можно сесть в гондолу канатной дороги имени Киккоро (без леших здесь никуда), продуваемую прохладным мартовским ветерком через решетки внизу (скоро наступит жара, и вентиляция будет очень кстати), и прокатиться на высоте метров двадцати до Южной станции. Рядом с ней находится стандартный, 36x36 метров, павильон, украшенный радостными лицами рабочих и селян и другими атрибутами советских времен. У входа бьют в бубны и всячески шаманят якуты в национальных костюмах, идущие в комплекте с мамонтом. Внутри прохладный полумрак (для привлечения посетителей в жаркую погоду), журчит ручей, щебечут птицы, со стены смотрят Христос и Гагарин. Разумеется, не обошлось и без мамонта, на этот раз ненастоящего, но зато в полном комплекте, со скелетом. По двадцати экранам идут фильмы, рассказывающие о различных разделах экспозиции, в качестве гида выступает мультяшный мамонтенок - талисман нашего павильона. Все-таки, что ни говори, а мамонтенок солиднее, чем, например, утконос - талисман австралийской экспозиции.

...до летающей тарелки

Концепция российской выставки, разработанная группой ученых во главе со знаменитым ядерщиком Евгением Велиховым, называется "Гармония ноосферы". Как известно, академик Вернадский мечтал о временах, когда человеческие разум и деятельность станут настолько мощными, что по силе воздействия на природу смогут поспорить с геологическими процессами. Пока что до такого уровня человечество не дошло, поэтому многие экспонаты в павильоне окутаны футуристическим флером. Например, суборбитальный корабль C-XXI, созданный Экспериментальным машиностроительным заводом имени В. М. Мясищева. Можно залезть в пассажирский отсек и ощутить себя Деннисом Тито. C-XXI существует пока лишь в проекте, но когда появится в реальности, то сможет поднимать пилота и двух космических туристов на высоту порядка 100 километров. Рядом макет космоплана, разработанного Институтом прикладной механики РАН, напоминающий носатую летающую тарелку. Как считает бывший директор института Иван Образцов, такой космоплан можно создать за 10-15 лет. Чтобы долететь из Москвы до Австралии, ему понадобится немногим более часа, поскольку полет будет проходить в верхних слоях атмосферы. Неподалеку стоит многоразовый космический челнок "Клипер", детище РКК "Энергия", рассчитанный на 25 спусков с орбиты. Как утверждают в Роскосмосе, на нем можно летать не только на МКС, но даже к Луне, причем намного комфортнее, чем на нынешних кораблях, перегрузки не превысят 2, 5 д.

Росатом представил проект термоядерного реактора будущего, макет которого судорожно подмигивал огоньками. И если начать строить его сейчас, то лет через пять он должен быть готов. И гвоздь российского футуризма, при виде которого опустились бы руки у самого Якова Чернихова, -"ноосферный дом", разработка Российской академии естественных наук. Это чудо выдерживает морозы до 60 градусов, землетрясения до 9 баллов, ураган до 60 м/с, всплывает во время наводнений и питается энергией от солнечных батарей. Когда может быть создан - неизвестно, но дело, как говорится, в принципе.

Не очень многочисленные посетители осматривали эти чудеса, качали головами, а потом шли покупать "матреська", палехские шкатулки, дымковские свистульки и сувениры из бивней все тех же мамонтов.

В отличие от большинства стран россияне сделали ставку не на национальную кухню, а на продажу сувениров. Если в расположенном неподалеку литовском павильоне посетители "разминались" прибалтийским пивом, то наши устроители, видимо, решили, что именно матрешки смогут компенсировать часть из затраченных на устройство павильона 8, 4 миллиона долларов.

Территория ястреба

В общем, Россия вполне соответствовала девизу выставки про будущее в гармонии с природой: чем тарелки не будущее, а мамонт не природа? Про почтение японцев к окружающей среде при подготовке к ЭКСПО вообще рассказывают легенды. Застроенная павильонами более 120 стран площадь ЭКСПО составляет 200 гектаров, но вначале устроители хотели замахнуться аж на 600. И тут в дело вмешался занесенный в Красную книгу большой ястреб, чье гнездо находилось на территории, планировавшейся под выставку. Прогнать зловредную птицу оказалось несовместимым с тезисом о гармонии с природой, так что пришлось довольствоваться меньшими масштабами. Появился ли ястреб в лесу сам или был подселен окрестными жителями, протестовавшими против того, чтобы на этом месте после закрытия выставки появился, в лучших лужковских традициях, элитный жилищный комплекс, осталось неизвестным.

Передвигаться по 200 гектарам ЭКСПО можно разными и весьма экологичными способами. Кроме упомянутой канатной дороги имени Киккоро, есть еще канатка имени Модзиро, она длиннее. По всей территории выставки проходит так называемое глобальное кольцо поднятая сваями на 14 метров над землей и покрытая отполированным деревом дорога длиной 2, 6 километра, по которой можно пройти или проехать на велорикше или маленьком поезде, - перед ним обязательно бежит особо обученный человек, размахивая яркой палкой и громко крича. Поскольку скорость поезда не больше 5 км/ч, необходимость такой предосторожности неочевидна. И не дай бог закурить вне специально отведенного места - тут же подойдет кто-нибудь в униформе и заставит затушить сигарету в пепельнице, которую он носит в кармане для таких индивидуалистов. Кстати, практика, характерная для всей Японии, - курить можно только в тех местах, где есть урны. Штраф за нарушение - 100 долларов. Поначалу устроители выставки запретили даже приносить с собой еду и напитки. Объясняли это тем, что взятой с собой едой посетители могут отравиться, а в жестяных банках пронести бомбу. Надо отметить, что на ЭКСПО поесть и попить стоит значительно больше, чем снаружи. Дело дошло до того, что премьер Коидзуми вынужден был порекомендовать учредителям как-то смягчить запрет.

Также можно прокатиться на IMTS, управляемом роботом. За рулем, естественно, старый леший Модзиро. IMTS - детище Toyota, гибрид автобуса и электрички, передвигается оно, ориентируясь по встроенным в дорожное полотно магнитным маркерам, со скоростью 20-30 км/ч, при этом способно "общаться" со своими "собратьями" через оптическую систему и по радио. На случай неожиданного возникновения впереди препятствия в бампер встроен специальный датчик, который даст команду остановиться. Подобные машины уже используются на регулярных маршрутах на острове Авадзи недалеко от Осаки. Но тем не менее видеть, как руль (оставлен для того, чтобы, если IMTS выйдет на обычную дорогу, машиной смог бы управлять человек) крутится сам по себе, непривычно.

По пути из большого пластикового окна IMTS виден павильон Mitsubishi. Экспозиция там необычная, называется "Что было бы, если бы не существовало Луны". К сожалению, узнать, что тогда было бы, не получилось, поскольку, чтобы попасть туда, пришлось бы отстоять в очереди целый день. Известно только, что экскурсоводом там подрабатывает робот Вакамару, маленький и желтый, знает десять тысяч слов - куда больше, чем многие наши японисты.

Царство роботов

Роботы здесь вообще везде, и они тут (после природы, конечно) главные... Кто-то непосвященный может подумать, что самое интересное, например, в павильоне Toyota - сам павильон. Потому что он целиком сделан из материалов, которые легко можно утилизировать, а стены -так и вовсе из вторично переработанной бумаги. Или потому что электричество вырабатывают ветряки. Это так, но не совсем - чтобы понять, надо зайти внутрь. В павильоне есть большая арена, к ней амфитеатром спускаются сиденья, по проходам между которыми бегают симпатичные японки в униформе и просят не пользоваться вспышками - роботы этого не любят. По сцене мечется ведущий (скорее всего человек). "Ну давайте, ребята, покажитесь", - вопит он куда-то в темноту. Ребята не заставили себя долго ждать. Компания из восьми особей с трубами, горнами, барабанами под предводительством диджея плавно выступает на сцену. У них белые "лица", на которых видны огромные глаза и рот, прочие черты лица убраны за ненадобностью. "Лица - копии масок из старинного японского театра Но, так людям легче их воспринимать и не думать, что от роботов может исходить агрессия, - говорит Такаги-сан, начальник департамента по разработке роботов Toyota. - He думайте, это не фонограмма, они действительно дуют в трубы". Роботы тем временем играли что-то печальное и, доиграв, укатили за кулисы, причем было видно, как кто-то из людей там давал пинка особо медлительным. Им на смену выехали 12 бойких машинок, чем-то похожих на маленьких, но хищных дракончиков, под названием i-unit. Прыгавшие по сцене танцоры повскакивали в эти машинки и вольготно раскинулись там, положив ногу на ногу. "I-unit, - говорит Такаги-сан, - робот для передвижения. Достаточно легкого нажатия пальцами на специальный рычаг для управления. Мы часто используем в одиночку автомобиль, способный вместить 4 - 5 человек. Это неэкономно. А вот i-unit - чисто индивидуальное средство передвижения".

Тем временем на сцене появился человек-кресло. Как еще назвать сиденье, передвигающееся на двух ногах? Главное достоинство этого монстра высотой 2, 36 метра под названием i-foot - умение не только передвигаться по ровной поверхности, но и взбираться по лестницам. Пока что i-foot поднимает порядка 60 килограммов, но прогресс не дремлет, так что борцам сумо осталось ждать недолго.

На вопрос, сколько стоит любой из этих роботов, Такаги-сан стыдливо замялся. Оказалось, что, пока по крайней мере, дороже Lexus. Но, как только они будут запущены в массовое производство, а это дело 2-3 лет, цена упадет.

Просто хвастать достижениями научно-технического прогресса сегодня немодно. Теперь надо, чтобы эти достижения еще гармонировали с природой. Дома, которые можно полностью утилизировать, роботы, подметающие улицы, бесшумный электрический транспорт, быстро разлагающаяся упаковка нового типа и так далее. Если для Японии и еще нескольких стран все это, вполне вероятно, дело недалекого будущего, то во многих странах, где лишний доллар уже счастье, устроителей выставки назовут "токийскими мечтателями". Впрочем, самое главное - показать, что такой мир вообще возможен. Только что в таком мире будут делать люд и - неужели поголовно станут поэтами и изобретателями, как в коммунистических утопиях? Но тогда вначале надо облагородить душу человека. А вот приспособлений для этого на ЭКСПО-2005 точно нет.

-------------------------------------------------------------------------------

Калининградская правда, 12.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Мудрости учитесь у природы

В российском павильоне на крупнейшей всемирной выставке "ЭКСПО-2005", открывшейся недавно в Японии, есть уголок, посвященный балтийскому янтарю. Оформили его представители Калининградской региональной организации Российского геологического общества.

Председатель Союза местных геологов, ведущий научный сотрудник Института океанологии им. Ширшова Российской академии наук Вадим Сивков и его коллега Елена Храпова лично отвезли в Японию экспонаты и поучаствовали в открытии выставки.

- Официальная церемония была многолюдной, - рассказывает Вадим Валерьевич. - А за день до нее выставку посетили члены правящей императорской фамилии и правительства Японии.

На "ЭКСПО-2005" в городе Нагоя полгода будут демонстрироваться достижения разных стран - в науке, технике, культуре, искусстве... Поскольку в нынешнем году выставка проходит под девизом "Мудрость природы", то все эти экспонаты так или иначе связаны с природной средой, ее защитой и благоустройством.

Российский павильон "с подачи" академика Евгения Велихова, занимавшегося разработкой концепции экспозиции нашей страны, получил название "Гармония ноосферы". Солнечный камень с берегов Балтики представлен в разделе "Наша твердая планета". При отборе экспонатов предпочтение было отдано необработанному янтарю, сохранившему свою природную форму (например, коллекция "капель" Владимира Борисенко), образцам с инклюзами (включениями в застывшую смолу доисторических насекомых) и изделиям, в которых подчеркнута его естественная красота. Их создали калининградские художники Любовь Дубравина, Елена Градинарова, Евгений Пархоменко, Александр Юрицын и Евгений Чекмарев.

Вся выставка занимает огромную территорию. Российский павильон - на окраине. Тем не менее, по словам Вадима Сивкова, он пользуется популярностью. У витрин с янтарем посетители задерживаются - красиво. Рассматривают инклюзы, любуются изделиями наших художников, наблюдают, как плавают "рыбки" в аквариуме с соленой водой. Роль рыбок исполняют янтарики, сверкающие в лучах прожекторов.

-------------------------------------------------------------------------------

Городской курьер (Саров), 13.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Детское творчество

В Москве завершился Всероссийский конкурс детского художественного творчества "Мудрость природы. Детский взгляд" , организованный столичным правительством и префектурой Западного административного округа. Четверо саровчан, воспитанников художественных студий Дворца детского творчества, вышли в финал конкурса и стали его лауреатами. Это Вера Курова (пед. И. Гриняева), Александр Тучин, Алексей Некрасов и Антон Кузнецов (пед. А. Синельщиков).

Начавшийся в апреле 2004 года конкурс охватил практически всю страну - от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Жюри было нелегко выбрать 100 работ из тысячи, присланных на конкурс.

Глава администрации В. Димитров вручил благодарственные письма от организаторов Всероссийского конкурса начальнику горУО А. Зубилину, начальнику отдела по экологии администрации Л. Шляпугиной и директору ДДТ Г. Капустенко.

Работы лауреатов расскажут на Всемирной выставке ЭКСПО-2005 в Японии, как поколение next в России представляет себе мудрость природы и экологию.

-------------------------------------------------------------------------------

КМ - Новости, 13.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Россия представила в Японии макет нового пилотируемого корабля

Россия представила на всемирном форуме "ЭКСПО-2005" в Японии макет своего нового многоразового пилотируемого корабля "Клипер".

-------------------------------------------------------------------------------

Казинформ - лента новостей, 13.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Глава внешнеполитического ведомства страны встретился с представителем МИД Японии

Как уже сообщалось, в эти дни в Стране Восходящего Солнца проходит всемирная выставка 'Экспо-2005'. И в ее рамках в середине июня текущего года будет проведен Национальный день Казахстана. Для участия в этом мероприятии Правительство республики планирует направить своих представителей. Данные вопросы также были обсуждены на сегодняшней встрече Касымжомарта Токаева и Ицунори Онодеры.

-------------------------------------------------------------------------------

SpaceNews.Ru, 13.04.2005

Сегодняшняя газета (Красноярск), 14.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Российский "шаттл" остался невостребованным

Космический корабль многоразового использования "Клипер", макет которого Россия представила на международной выставке "ЭКСПО-2005" в Японии, не вызвал у возможных инвесторов интереса.

Генеральный конструктор РКК "Энергия" Валерий Рюмин уточнил, что российский бюджет на 2005 год также не предусматривает финансирования проекта.

Среди преимуществ "Клипера" называют способность доставлять на орбиту шестерых космонавтов, большой объем кабины и умение приземляться на "обычные" аэродромы. По замыслу разработчиков, корабль станет заменой одноразовым "Союзам", с помощью которых сейчас совершаются полеты на МКС, а в перспективе сможет конкурировать с американскими шаттлами.

В РКК "Энергия" намерены продолжать поиски инвесторов. В июне этого года "Клипер" отправится на ежегодный авиасалон в Ле Бурже.

-------------------------------------------------------------------------------

ИА "Якутское-Саха" (г. Якутск), 13.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Триумф Саха театра на ЭКСПО-2005 в Японии

12 апреля в Саха театре состоялась пресс-конференция, посвященная участию делегации из Республики Саха во всемирной выставке ЭКСПО-2005. На пресс-конференции с приветственным словом выступил министр культуры и главный режиссер драматического Саха театра Андрей Борисов, широко известный в театральном ми-ре за сценическую красоту и пронзительный лиризм в его эпических спектаклях. По его словам, театр прошел огромный путь, или ту самую тяжелую часть пути, ведущую к классическому национальному театру народа саха - к театру олонхо. Саха театр вышел на мировой уровень в Японии со спектаклем <Кыыс Дэбилийэ>, главную роль в котором сыграла народная артистка республики Саха, народная артистка РФ, лауреат Государственной республиканской премии имени Платона Ойунского Степанида Борисова - поющая драматическая актриса с огромным диапазоном амплуа: от комического до трагического. Начальник отдела искусств Туйара Пестрякова рассказала о церемонии открытия экспозиции Юкогирского мамонта на ЭКСПО-2005, который оказался главным экспонатом на выставке и собрал бурные овации зрителей.

Было отмечено выступление ансамбля <Гулун> под руководством Любови Никитиной. С заключительным словом на пресс-конференции выступила Валентина Чусовская, доцент АГИКиИ, кандидат философских наук, которая презентовала свою книгу <Статьи об искусстве>. В завершение участники пресс-конференции ответили на многочисленные вопросы, среди которых самыми актуальными оказались проблемы, связанные с вывозом спектакля за рубеж. Следует отметить, что трудности с удержанием прочных позиций на мировом уровне, прежде всего, связаны с нехваткой средств. Все поездки Саха театра осуществляются за счет собственных средств и не финансируются Министерством культуры и духовного развития даже частично.

-------------------------------------------------------------------------------

Московские новости, 15.04.2005

ЗАГОЛОВОК: Русский мамонт по-японски

Японцы к длинным очередям относятся спокойно. Они их не раздражают и не портят настроения. На всемирной выставке ЭКСПО-2005, которая в конце марта открылась в японской префектуре Аити, без очереди не попасть ни в один интересный павильон.

- Мы стоим в павильон роботов уже час и простоим еще как минимум 2, - сообщили молодые люди из Осаки, которые свой выходной посвятили ЭКСПО.

Два с лишним часа требуется, чтобы попасть в павильоны японских корпораций "Тойота", "Хитати" и "Мицубиси". Приходится постоять и для того, чтобы прокатиться на широко разрекламированном транспорте будущего - небольших автоматизированных автобусах космической формы, которые караванами ездят по специальной трассе со скоростью 20 - 30 км/час. Они двигаются без водителя, подчиняясь командам бортового компьютера.

Роботы на выставке, проходящей под лозунгом "Мудрость природы" и призванной привлечь внимание человечества к охране окружающей среды, находятся в центре всеобщего внимания. В