Папа Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер/Joseph Ratzinger) не боится непопулярности. Именно поэтому во вторник его и избрали Папой. И именно поэтому ему придется столкнуться с невероятными сложностями, пытаясь сохранить единство самого этнически, географически и идеологически разнообразного в мире религиозного института.
Простая политическая правда заключается в том, что Ратцингер выиграл выборы потому, что у него была основа. И это утверждение - не неуместное политическое заявление, а признание очевидного. Нового Папу с самого начала поддерживали значительная часть кардиналов-традиционалистов, которые, как и он, считают главной задачей церкви - и ключом к ее выживанию - представление бескомпромиссной альтернативы современной секуляризации.
Долг христиан, заявил Ратцингер, - 'возродить способность к нонконформизму'. То, что мир (или, по крайней мере, некая богатая и образованная его часть) движется в одном направлении, вовсе не означает, что церковь должна следовать в том же. Напротив, он и его сторонники убеждены, что ключ к выживанию католичества перед лицом воинственного ислама и быстро развивающегося в Латинской Америке евангелического христианства заключается в способности предложить альтернативу, которая непринужденно объявит себя истиной тропой к Богу. Некоторых это могло бы обеспокоить. Но не Ратцингера.
В середине 1980х я писал очерк о Ратцингере для журнала 'New York Times Magazine'. Он ответил на мои письменные вопросы, и на вопрос о своем суровом общественном образе предложил следующее интригующее и непреклонное объяснение: 'Если принятие христианской веры всерьез действительно означает несогласие с не незначительным числом современных социальных стандартов, тогда более или менее негативного образа не избежать. В конце концов, нонконформисты, наслаждающиеся общими аплодисментами, - это несколько нелепые фигуры или, по крайней мере, неубедительные'.
Нового Папу никак не назовешь нелепой фигурой. Но над убеждением ему придется как следует потрудиться. С абсолютной уверенностью можно сказать, что в тот момент, когда его имя объявили толпе, собравшейся на площади Святого Петра в Риме, либеральные католики во всем мире исполнились беспокойства и дурных предчувствий. Останутся ли они за пределами внимания нового Папы, выступающего за чистые, сплоченные и, при необходимости, более малочисленные ряды верующих? Хочет ли он, чтобы они ушли? Сделает ли он так, чтобы им захотелось уйти?
В качестве главы Конгрегации вероучения Ратцингер руководил кампанией против теологов, чьи взгляды, по его мнению, выходили за рамки того, что приемлемо для католичества. Его мишенями стали североамериканские либералы вроде преподобного Чарльза Каррэна (Charles Curran), который выражал несогласие по вопросам, связанным с сексуальностью и полом, и представители южноамериканского богословия освобождения, например, преподобный Леонардо Бофф (Leonardo Boff), который, на взгляд Ратцингера, был слишком очарован марксизмом.
Когда либеральные и умеренные представители церкви хотят начать обсуждение какого-либо вопроса (например, действительно ли священниками могут становиться только мужчины, давшие обет безбрачия), Ратцингер считает, что пора положить конец неопределенности. Из-за этих крутых мер новый Папа взойдет на престол Святого Петра с невероятно многочисленным батальоном врагов внутри церкви. 'Йозеф Ратцингер боится, - заявил в 1985 году либеральный теолог католицизма Ханс Кунг (Hans Kung). - И как Великий инквизитор Достоевского, он ничего не боится так, как свободы'.
Отсюда вопрос: почему коллегия кардиналов сделала такой спорный выбор, да еще и так быстро? Простой ответ заключается в том, что 78-летний понтифик - фигура временная. Если исключить вероятность медицинского чуда, скорее всего, нового Папу будут выбирать уже через несколько лет. Не нужно быть Макиавелли, чтобы предположить, что потенциальные Папы, заседавшие в Сикстинской капелле, решили, что у них нет достаточного количества голосов или необходимого положения, чтобы выиграть в этот раз, а потому они используют понтификат Ратцингера, чтобы подготовиться к следующим выборам.
Но объяснение политического реалиста не полностью оценивает радикальную природу этого выбора. То, что происходит в церкви, - это медленное размывание прогрессивных надежд, порожденных Вторым Ватиканским собором, про который часто говорят, что он открыл церковь миру. Поднимающиеся силы полагают, что, говоря словами историка-консерватора Джеймса Хитчкока (James Hitchcock), основной вопрос, стоящий перед католиками, таков: окажут они современности сопротивление или капитулируют перед ней.
Папа Бенедикт XVI был избран, потому что прекрасно понимает, куда должна двигаться церковь. Он заставит либеральных и многих умеренных католиков почувствовать себя неуютно. Им следует воспринять его избрание как знак того, насколько срочно нужно возродить - и притом убедительно - внушающее надежду видение Второго собора о церкви, которая многому может научить современный мир и сама может многому у него научиться.