Спустя 10 лет после заключения Дейтонских соглашений, положивших конец военным действиям в Боснии, 6 лет после окончания войны в Косово и 5 лет после свержения Слободана Милошевича в Белграде, на Балканах, кажется, все спокойно.
Но это обманчивое впечатление. Так считает международная комиссия по Балканам, отчет которой был недавно опубликован. Эта комиссия, работавшая под председательством бывшего итальянского премьера и вице-президента европейского Конвента Джулиано Амато (Giuliano Amato), в течение нескольких месяцев объездила все Балканы, от Белграда до Приштины, от Скопье до Тираны. И пришла к выводу, что ни одна фундаментальная проблема еще не решена. Для того чтобы Западные Балканы не стали 'черной дырой на европейской периферии' нужно более четко наметить перспективу их вступления в ЕС.
У этих 'комиссий по Балканам' долгая история. Первая была создана в 1913 г. американским фондом Карнеги с целью исследования причин балканских войн 1912 и 1913 гг. Ее возглавил французский сенатор, барон д' Этурнель де Констан (d'Estournelles de Constant), в состав комиссии также входил русский историк Павел Милюков, оппонент Ленина в Петроградском совете в 1917 г. Отчет комиссии, вновь изданный в 1994 г. с предисловием знаменитого американского дипломата Джорджа Кеннана, читается как отражение современной истории Балкан, как предупреждение будущим поколениям. В 1996 г. вторая комиссия по Балканам, возглавляемая бывшим премьер-министром Бельгии Лео Тиндемансом (Leo Tindemans) подвела итоги конфликта в Боснии и Герцеговине, но это было еще до войны в Косово.
Комиссия, которую возглавляет Джулиано Амато, считает, что в целом регион относительно стабилен, благодаря присутствию 20 000 солдат НАТО и ЕС, а также статусу протектората, под которым фактически находятся Босния-Герцеговина и Косово. В краткосрочной перспективе этот статус является гарантом стабильности, но его невозможно сохранить надолго. С одной стороны, потому что невозможно бесконечно откладывать решение оставшихся без ответа вопросов. К тому же, такая опека, навязанная населению, не позволяет ему развиваться и перейти позже к эффективному самоуправлению. Способы, предлагаемые для решения краткосрочных проблем, могут повредить развитию этих стран в долгосрочной перспективе.
Чтобы разорвать этот порочный круг, комиссия предлагает серьезно изучить европейские перспективы стран Западных Балкан - Албании, Боснии, Хорватии, Македонии, Сербии и Черногории, т.е. возможность их вступления в ЕС.
Чтобы направить эти страны на путь вступления в ЕС, недостаточно требовать от них принятия общеевропейских законодательных норм и правил, как это было сделано со странами Центральной и Восточной Европы в 90-е годы. Нужно помочь им построить государство, способное воплотить в жизнь требования ЕС. Первый этап, предлагаемый комиссией - проведение уже в 2006 г. международной конференции, которая приняла бы 'дорожную карту' для каждой из этих стран. Эта 'дорожная карта' должна привести страну к определенному уровню, который позволил бы ей начать переговоры о вступлении, а потом и к самому вступлению, в 2014 г. Этот ориентир выбран не случайно. В 2014 г. исполнится сто лет со дня убийства австрийского эрцгерцога в Сараево, послужившего поводом к началу Первой мировой войны. К тому же, некоторые страны, например, Хорватия и Македония, ситуацию в которых комиссия оценивает, как стабильную, могли бы завершить переговоры еще раньше.
Остается проблема Косово, которое, согласно резолюции 1244, положившей конец войне 1999 г., остается в составе Югославской федерации. Федерации, существующей сегодня в более мягкой и противоречивой форме, как союз Сербии и Черногории. Комиссия призывает сербов и черногорцев раз и навсегда решить, быть ли разделу страны, или они продолжат жить вместе.
Для Косово комиссия предлагает четырехэтапный план, который исходит из признания его независимости. Однако, она состоится лишь в том случае, если Косово, получившее особую автономию, вступит в ЕС. Одновременно с Сербией (Черногорией). В отличие от остальных стран-членов ЕС у Косово будет 'разделенный суверенитет'. 'Может быть, это искусственная конструкция, но это единственный разумный выход из сложившейся ситуации', - признает Ричард фон Вайцзекер (Richard von Weizsaecker), бывший президент ФРГ и член комиссии.
Чтобы разрешить балканскую квадратуру круга, Джулиано Амато и его соратники прибегли к двум традиционным для ЕС способам. Во-первых, это перспектива участия в этом пространстве благополучия, пусть относительного, уважения к правовому государству и правам человека, которая является мощным мотивом для того, чтобы проводить внутренние реформы. Однако, задача здесь более сложна, поскольку война обострила национальные противоречия и разрушила и без того хрупкие экономические системы. Во-вторых, это внедрение концепции относительного суверенитета, который более не является абсолютной ценностью, исключающей участие внешних сил, а процессом принятия решений, с учетом как собственных интересов, так и интересов партнеров.
Это немного идеализированное видение Европейского Союза, который сейчас бьется за принятие собственной Конституции, но возможно ли построить его по-другому?
____________________________________________________________
Избранные сочинения Даниэля Верне на ИноСМИ.Ru
Три Мушкетера и Россия ("Le Monde", Франция)
Перестройка: успешный провал ("Le Monde", Франция)
Как организовать диалог между США и Европой ("Le Monde", Франция)
25 перед лицом революции Буша ("Le Monde", Франция)
Путин - 'беднякам отец родной' ("Le Monde", Франция)
Поражение Путина, надежда для России ("Le Monde", Франция)
Турция, Украина: общая битва? ("Le Monde", Франция)
Будущее России ("Le Monde", Франция)
Владимир Путин: поворот к Западу ("Le Monde", Франция)