Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Международные отношения - не игра в футбол

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Смена руководства Киргизстана, произошедшая в результате народных выступлений в конце марта, подтолкнула многих западных наблюдателей к проведению "футбольных" аналогий. Каждую смену правительств на пространстве СНГ с торжеством записывают в "поражение" руководству России. Соответственно, каждое такое событие объявляют "победой демократии", то есть "победой Запада".

Смена руководства Киргизстана, произошедшая в результате народных выступлений в конце марта, подтолкнула многих западных наблюдателей к проведению "футбольных" аналогий. Каждую смену правительств на пространстве СНГ с торжеством записывают в "поражение" руководству России. Соответственно, каждое такое событие объявляют "победой демократии", то есть "победой Запада".

Подобная "логика футбольного матча" не только неверна, но и просто опасна для современной Европы. Международные отношения эпохи взаимозависимости менее всего похожи на "футбольный матч", т.е. "игру с нулевой суммой", при которой выигрыш одной стороны означает равнозначный проигрыш другой. И лучше всего это иллюстрируют события в Бишкеке.

Прежде всего, неверно называть политику предыдущего президента республики - А.Акаева - "прорусской" и делать из его отставки некое "поражение России". Бишкек вел сбалансированную политику именно в духе взаимозависимости, активно развивая связи как с Россией (торговое и инвестиционное сотрудничество, направление рабочих в строительную отрасль России), так и с США (взаимодействие в контртеррористической сфере) и КНР (партнерство в рамках Шанхайской организации сотрудничества во имя безопасности региона, интенсивные торговые связи). Отнюдь не внешняя политика и ее "прорусская ориентация" стала причиной падения прежнего правительства. Корни его кризиса уходят в тяжелое социально-экономическое положение значительной части населения страны. Неслучайно в ходе народных выступлений не звучало ни одного антироссийского (как и антизападного) лозунга.

Столь же неверно представлять российскую политику в Киргизстане как поощрение застоя и коррупции в государственном управлении, в проведении экономических реформ. Если уж на то пошло, то российские реформы - и это надо честно признать - во многом опередили процессы, протекавшие до недавних пор в Киргизстане.

Принципиально важно, что новое руководство республики прекрасно понимает всю глубину взаимозависимости России и Киргизстана, настроено не на сворачивание, а наоборот, на углубление сотрудничества с Россией (как и с западными партнерами). Вот доказательства.

Одним из первых внешнеполитических заявлений и.о. мининдел Киргизстана Р.Отунбаевой стали слова о том, что Бишкек и теперь рассматривает Россию как своего стратегического партнера. Столкнувшись с острыми кризисными явлениями в экономике, новые лидеры республики обратились именно к Москве со срочным призывом оказать помощь в преодолении последствий беспорядков и в проведении посевной. Киргизским фермерам срочно необходима помощь семенами, горючим, сельхозтехникой; в городах ощущается нехватка продовольствия. И руководство России немедленно откликнулось на этот призыв: в Бишкек была срочно направлена группа экспертов российского Министерства по чрезвычайным ситуациям для оценки конкретных потребностей Киргизстана в помощи. Эта помощь, безусловно, будет оказана, как это уже не раз было в прошлом.

Конечно, российское руководство в своих действиях исходит не только из чувств традиционной солидарности с народом Киргизстана. Учитывается и широкий комплекс наших общих озабоченностей в сфере безопасности. В чьих интересах, например был бы вакуум власти и, как следствие, усиление исламского экстремизма в сердце Центральной Азии? России? США? Китая? Или соседних стран региона? А в чьих интересах был бы продовольственный кризис в республике? Ведь он спровоцировал бы всплеск эмиграции из отсталых районов Киргизстана, причем в основном - в Россию, а также страны ЕС. Точно также опасным для киргизской экономики и общества стал бы отток русскоязычного населения республики, играющего заметную роль в промышленности, здравоохранении, образовании.

Международные отношения на пространстве СНГ менее всего напоминают некий футбольный матч с победителями и проигравшими. Нет здесь и "арбитров", которым не терпится показать России "красную карточку". Россия - неотъемлемая часть глобального мира и ключевой партнер большинства государств СНГ. С этим нужно считаться всем, кто претендует на роль ответственных экспертов и тем более политиков.

Чингиз Айтматов, Посол Кыргызстана в Бельгии

Вадим Луков, Посол России в Бельгии

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Вадим Луков: По поводу статьи "Чекист без погон" ("Le Soir", Бельгия)

Вадим Луков: Зачем демонизировать Россию? ("La Libre Belgique", Бельгия)